Погружение в слово: Подведены итоги конкурса «Лучшая библиотека города Калуги»

Подведены итоги конкурса «Лучшая библиотека города Калуги». Победа в номинации «Лучший клуб (читательское объединение)» – у «Некрасовки» – филиала № 7. Евгения Скалдина, выпускница филологического факультета КГУ, долгое время искала свое призвание, а нашла его здесь, в библиотеке.

«Как пройти в библиотеку?»

В клубе «Слово», который Евгения Юрьевна организовала в стенах библиотеки, старшеклассники учатся писать стихи и прозу, знакомятся с профессией журналиста, издают газету, наполняя ее материалами собственного сочинения, в игре осваивают навыки риторики, участвуют в театрализованных постановках и даже пробуют снимать авторское кино.

– С чего началось «Слово»?

– С первых дней работы здесь мне хотелось разрушить стереотип, что библиотека – это скучное место, куда заходят взять книгу по школьной программе и идут дальше по своим делам, – вспоминает Евгения Юрьевна. – В 2018 году мы провели «Библионочь» с квестами, мастер-классами и настольными играми. Ребятам понравилось, и пока не угас их интерес, я предложила желающим объединиться в клуб для занятия литературным творчеством. Подростки седьмого класса и старше читали и обсуждали написанное, разбирали композицию и жанры, построение сюжета…

Работа с литературным текстом вылилась в попытку его интерпретировать: кружковцы попробовали ставить театральные этюды. На репетиции «Мы играем в «Женитьбу» по Гоголю приходили их друзья и одноклассники.

– Я видела по их глазам, как им хочется тоже включиться, но страшно сделать первый шаг, – говорит библиотекарь. Затем репетировали короткие рассказы Чехова и даже начали снимать кино по написанному ребятами сценарию.

Возникает вопрос: «А где же во всем этом книги?»

– Главное, к чему мы стремимся, чтобы подросток пришел в библиотеку, – убеждена Евгения Скалдина. – Чтобы общаться в этой атмосфере, обсудить некий собственный жизненный опыт, досочинять за автора, попробовать объяснить поступки героев. На книгу он все равно выйдет. Для моих ребят стало открытием: «Гоголь казался таким скучным, пока вы не помогли нам вчитаться в текст». Напрасно школьную программу называют сложной и непонятной для современных детей. Ребенок может многое понять, но ему надо помочь приблизиться к произведению. Лермонтов с «Героем нашего времени» попадает в возраст, «Война и мир» тоже попадает. Это романы про молодых людей, про их мысли и поступки. Очень многое зависит от преподавателя: есть произведения, в которых не надо изучать сюжет, их надо читать вслух большими отрывками, чтобы учиться понимать слово. Но не все преподаватели могут позволить себе читать и разговаривать по тексту.

Пишущий мальчик

Заниматься литературным творчеством в кружок приходит разное количество ребят – два, пять, иногда десять человек. Но даже если пришел всего один, по мнению руководителя «Слова», – это здорово. Творческие дети, как правило, замкнутые, им сложно поделиться своим внутренним миром, а здесь их слушают и воспринимают всерьез.

– Вот, к примеру, Андрей. Он пришел в клуб, потому что «пишущий», – говорит Евгения Скалдина. – Я сразу отметила его необычность, то, как он складывает слова в текст. Это самое ценное в творчестве, когда ты ни на кого не похож. Многие начинают с подражания или пишут канцелярским языком даже там, где нужно просто выразить эмоции. Теперь Андрей стал нашим читателем, интересуется серьезной литературой, в основном классикой. Он учится в колледже культуры на сценариста. Мне кажется, что мы о нем еще услышим.

– Есть ли у современных подростков интерес к книге или его надо подпитывать?

– Процент самостоятельно читающих детей постоянен – 10–15% читают сами, и им не нужно постороннего вмешательства. Есть те, кто читает, но чтение для них – один из источников информации. Как правило, такие дети читают литературу по школьной программе. Есть дети, интерес которых нужно и можно подпитывать, например семейным чтением и обсуждением.

Начать читать

Но читать ради того, чтобы читать, по мнению библиотекаря, занятие неблагодарное. Литература дает некий кейс, чтобы развиваться, почву для жизненного опыта. Всем родителям, которые задаются вопросом, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать, она рекомендует книгу Даниэля Пеннака «Как роман». Книга вовсе не про чтение, а про то, как научить детей испытывать восторг от разных видов деятельности, поддерживать в тонусе их любопытство и сохранять на долгие годы детское желание познавать и обучаться.

К нашему разговору присоединяется заведующая библиотекой Лариса Анатольевна Кузнецова.

– Специфика работы в библиотеке со временем изменилась, потому что изменились читатели, да и сама книга перестала быть единственным источником знаний. Дети читают, читатели 50+ как были нашим контингентом, так и остаются. Но вот молодежи среди читателей становится меньше, особенно в читальных залах. Но к годам тридцати приходят к нам записываться, устав от интернета, и говорят: «Хотим начать читать».

Евгения Скалдина проводит мероприятия в школах, рассказывая о современной детской литературе.

– Мы постоянно ищем новые формы, чтобы заинтересовать словом, чтобы ребенок «отозвался» и пришел к нам. Как-то я делала обзор книжных новинок по военной тематике. Возвращаюсь после школы в библиотеку – и вот они идут вслед за мной, за книгами.

Ольга КОНОВАЛОВА