Последний поклон

17 июля на месте гибели летчика-истребителя Владимира Рыжова поисковики установили обелиск


В одном из номеров нашей газеты корреспондент Ольга Коновалова рассказала о выпускнике калужской городской школы № 5 Владимире Рыжове, который после окончания десятилетки поступил в Борисоглебское летное училище. В начале войны он был переброшен на Калининский фронт, затем защищал небо Подмосковья. В 1943 году его 937-й истребительный авиаполк участвовал в операции «Кутузов» на Орловско-Курской дуге. В августе его родные в Калуге получили уведомление о том, что 13 июля пилот не вернулся с боевого задания.


Тайное стало явным

Место гибели сына и брата родственники упорно и долго искали, особенно после войны, забросав письмами архивы Орла, Курска, Москвы. Однако все было тщетно. 77 лет его имя оставалось в пропавших без вести. Но в прошлом году случилось невероятное: самолет Ла-5 ФН Владимира Рыжова с бортовым номером 24, с читаемыми документами пилота и его личными вещами был найден поисковиками томского отряда «Память». Причем, в Калужской области, в лесном массиве у деревень Веснины и Любовка Ульяновского района, где в июле 1943 года проходили жестокие бои на северном фасе Орловско – Курской дуги.

После того как останки героя и его самолет были подняты и изучены специалистами, на основе материалов, переданных поисковиками, в школе № 5, где учился Владимир Рыжов, открыли уникальный музей. Собрали фотографии, письма, личные вещи пилота, а также разместили фрагменты истребителя ЛА-5 ФН: шасси с частью колеса, кислородный баллон, кусок крыла, другие части боевой машины.

Усилиями учебного заведения была выпущена книга, рассказывающая о славных выпускниках пятой школы, не пожалевших своих жизней ради нас, ныне живущих. Владимир Рыжов – один из них. Местные энтузиасты при поддержке тележурналиста Евгения Арсеньева на основе книги сняли двадцатиминутный патриотический фильм о выпускниках школы, напомнив о жизни и смерти славного пилота.

А осенью 2020 года останки летчика Владимира Рыжова перевезли на родину. На Пятницком кладбище с воинскими почестями похоронили недалеко от родителей. Вроде и вся история, да не вся – посчитали поисковики. Чтобы поставить в ней окончательную точку, в этом году на месте гибели пилота томские поисковики решили установить памятный знак или обелиск. Сказано – сделано. 17 июля на траурную церемонию у деревень Веснины и Любовка, где когда-то упал самолет — истребитель, приехали родственники летчика, директор калужской городской школы № 5 Сергей Зеленов, который много сделал по увековечиванию памяти славного выпускника, а также руководитель томского поискового отряда «Память» Марат Санаев и члены этой общественной организации.


Где пил родниковую воду маршал Жуков

По словам Сергея Зеленова, добирались они туда на перекладных, поскольку проехать на место гибели пилота можно было разве только на танке. И если до поселка Дудоровский дорога сносная, то далее только на мощном вездеходе, включив два моста. Секрет прост — лесная дорога, ведущая к деревням Веснины и Любовка очень сырая, насыщена водой из многочисленных родников.

Самый крупный из них находится у деревни Любовка. Вода в нем ключевая, очень приятная на вкус. По местной легенде, именно тут, в июле 1943 года, останавливался наш знаменитый земляк Георгий Константинович Жуков. Он от имени Ставки, говоря современным языком, приехал в это место, чтобы мониторить ход операции «Кутузов». А заодно отведать вкусной ключевой воды. У родника распекал командира дивизии за деревню Веснины, на тот момент — серьезный опорный пункт врага, – рассказал он.

От «жуковского» родника до площадки с обелиском — рукой подать. Это место поисковики предварительно расчистили, утрамбовали и благоустроили. На оборудованной возвышенности установили памятный знак, который украсили цветами и венками. На нем – фото пилота Владимира Рыжова, а также отрывок из песни военного цикла Владимира Высоцкого: «Он не вернулся из боя». У мемориала в почетном карауле выстроилась шеренга молодых волонтеров, принимавших участие в раскопках.

На траурном митинге выступил племянник летчика Владимир Гончар. Он поблагодарил волонтеров за самоотверженную работу по возвращению из небытия имен героев минувшей войны. Слова признательности выразил Сергей Зеленов.

– Важно, что спустя 77 лет благодаря поисковикам мы узнали о последних минутах в жизни выпускника нашей школы, летчика-истребителя Володи Рыжова. Благодаря таким героям жива Россия, живы и мы, наша обязанность – сохранить память о них, передать внукам и правнукам, – сказал он.


Не вернулся из боя

Руководитель отряда «Память» Марат Санаев напомнил, что такая находка, как самолет и документы в хорошей сохранности в его практике — большая редкость. На основе найденных обломков самолета ЛА-5 ФН и методом собственной реконструкции Санаев попытался восстановить последние минуты того полета.

– 13 июля 1943 года наш герой с группой истребителей совершил восемь вылетов, охраняя советские бомбардировщики, которые утюжили позиции гитлеровцев у деревни Веснины. На девятом вылете наши самолеты атаковала группа «мессеров», одного из них Владимир сбил, но следующий вражеский истребитель прошил пулеметными очередями кабину и бортовую обшивку ЛА-5 и летчик Владимир Рыжов погиб еще в воздухе. Это подтверждают отверстия от пуль в обшивке, которую мы нашли на глубине семи с половиной метров. Об этом говорят и документы в наружном кармане гимнастерки пилота, которые были пробиты пулями. Вероятно, прошитый очередью, он упал грудью на штурвал и самолет резко пошел вниз в пике, глубоко уйдя в землю, – говорит поисковик.


Послесловие

Обелиск в лесном массиве у деревень Веснины и Любовка не будет заброшен. В летне-осенний сезон за ним будут присматривать сами добровольцы из отряда «Память», которые ежегодно приезжают в эти места. Зимой – местные жители из поселка Дудоровский.

– В память о Владимире Рыжове будет создан документальный фильм. Мы расскажем о том, как ребята из «Памяти» нашла самолет, как шел сам коп, какие чувства испытывали юные поисковики, вернув из небытия имя героя, – рассказал нашей газете после поездки в Ульяновский район тележурналист Евгений Арсеньев.


По словам Марата Санаева, самолет ушел в землю на глубину 7,5 метров, откапывали его сначала лопатами, затем с помощью японского мини – экскаватора, вытащив на поверхность десятки тонн глины. Как шел ход раскопа и почему только мотор поднимали восемь часов – расскажем в следующих номерах.


Александр ТРУСОВ

Фото соцсети

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *