Притяжение танца

Ансамбль «Калужский сувенир» в следующем году отметит 40-летие.

Как удаётся все эти годы держать марку, мы поговорили с руководителем, балетмейстером коллектива заслуженным работником культуры РФ Еленой Соболевой.

– В последнее время я вижу тенденцию – включается интересная музыкальная композиция, красивая, несущая в себе определённый посыл, а в танце идеи нет. Танец и музыка не взаимодействуют с друг с другом. И получается, что танцор знает технику, хорошо двигается, но не трогает душу,

– говорит Елена.

Она считает, что танец должен рассказывать какую-то историю, а движения и жесты могут быть красноречивее любых слов.

Музыка звучит

Елена Соболева занимается танцами с шести лет. Её отец, Иван Захарович Меркулов, – хореограф, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, танцевал в ансамбле Игоря Моисеева, был главным балетмейстером Северного народного хора. Мама, Евгения Васильевна Соболева, танцевала в калужском ансамбле танца, в котором Иван Захарович был приглашённым постановщиком. Казалось, сама судьба сделала за девочку выбор. Но долгое время Елена выбирала между танцами и спортом.

– Я была одной из лучших среди спортсменов области. Но поняла, что танцы притягивают сильнее. Тогда сказала себе: «Всё, со спортом заканчиваю! Занимаюсь только любимой хореографией».

Елена поступила в калужское культпросветучилище. А потом решила пойти в Санкт-Петербургский университет профсоюзов на балетмейстерское отделение. С первой попытки поступить не удалось, и, вернувшись в Калугу, на базе Калужского педагогического института Елена создала собственный танцевальный коллектив. 

– Ни залов для тренировок, ни средств на костюмы для выступлений не было. Ребят в коллектив набирала с каждого факультета. Уже на третий год его существования, в 1986-м, коллектив насчитывал 24 пары и получил звание «Народный». На тот момент я была моложе участников своего ансамбля, которые учились на последних курсах института.

Чего Елене уже тогда было не занимать, так это характера.

– Как говорят мои коллеги и ученики, я теперь мягче стала. У меня всегда была четкая дисциплина и целеустремлённость, – отмечает Елена. – Высшее образование я все-таки получила, окончила МГУКИ, а в настоящее время обучаюсь в аспирантуре кафедры педагогики КГУ им. К. Э. Циолковского и преподаю там же.

Поцелованные Богом

За 40 лет «Калужский сувенир» стал лауреатом и призёром множества престижных всероссийских и международных конкурсов, перечисление которых займёт не одну страницу. Его выпускники работают и в обеих российских столицах, и за границей, танцуют в профессиональных ансамблях России.

При этом Елена каждый год с нетерпением и трепетом ждёт прихода новых учеников, трёхлетних малышей.

– Все, что связано с детьми, непостижимо. Невозможно угадать, какой ребёнок хореографически талантлив. Безусловно, на протяжении нескольких лет просматривается динамическая линия его развития. Есть, конечно, и таланты от Бога. Видишь, что ребёнок все выполняет не схематично, а от души, сам ещё этого не осознавая.

А добиваются успеха обычно, как я вижу, танцоры даже не первой линии, а второй и третьей. Почему? Быстрое достижение цели не всегда даёт стимул для развития. Дети думают: «Я уже добился всего, зачем мне стараться!» А те, которые стоят во второй, третьей линии, мечтают танцевать в первой. Я даже по глазам это замечаю. И применяю метод смены линий. Глаза сразу округляются: «Я?» И все танцоры смотрят с удивлением. Те, кто стоял сзади, сбоку, попав на первую линию, счастливы. 

Когда мы только начинаем заниматься с ребёнком, обращаем внимание не на физические данные, а на его активность, горящие глаза и желание. Дети должны совершенствоваться, хотеть быть лучше, достигать хороших результатов. Есть ученики, у которых стремление быть лучшими менее выражено, но занимаются они с охотой, любят танцевать! Мы даём шанс всем, кто к нам пришёл, а время покажет, кто на что способен. Но, как показывает практика, равнодушные к танцу дети быстро бросают занятия или ищут причины не заниматься. А целеустремлённые, активные достигают вершин долгими тренировками, преодолевая трудности. В старшем составе ансамбля долго танцуют именно те, кто не может без танцев, без сцены, – они получают эмоции, которые дают им энергию для интересной, наполненной жизни! 

Настоящие мужчины

– Мне часто говорят: «У тебя ребята сильнее, чем девчонки, танцуют!» Это не так. Просто мы ценим мальчика не за то, что он мальчик, а за то, что он хороший танцор. Я всегда говорю: «Ты вышел на сцену. Ты наша гордость!» Мужчина на сцене должен быть мужественным, ярким, сильным, характерным. И обязательно помогать девочке, он ее партнер, который подчеркивает все ее достоинства – красоту и гармонию! 

Именно искусство воспитывает душу. Искусство – от Господа, оно должно быть с каждым, неважно, поёшь ты, на скрипке играешь, танцами заниматься, рисуешь. 

Жизнь в движении 

Почивать на лаврах коллектив не собирается. У Елены Соболевой всегда есть задумки новых постановок и проектов.

– В моей профессии топтаться на месте скучно. Надо постоянно ставить перед собой такие задачи, которые нереально решить. Каждый раз в постановках идти на ступеньку выше. Мне кажется, энергетическое поле работает на нас. Всё, что мы думаем, о чём мечтаем, какие ставим цели, воплощается. Если мы это поймём, значит, узнаем, как нам двигаться вперёд.

Не пугают Соболеву и трудности, с которыми столкнулась Россия.

– Если мы родились в этой стране, то должны вместе с ней разделить сложный исторический путь. Мы не просто так здесь и не просто так это проходим. И, чем тяжелее период, тем больше в это время рождается правильного, интересного, монументального, захватывающего. Одна из моих задач как педагога-хореографа – воспитывать силу духа и патриотизм посредством изучения и исполнения нашей многогранной народной хореографии. За 40 лет творческой деятельности я поставила более 500 танцев, больше 120 из них – русские народные, еще спектакли и больше 40 военных постановок ко Дню Победы. 

Приведу слова учёного Татьяны Черниговской: «Мозг в любом возрасте должен тяжело и постоянно трудиться».

Елена Французова, фото Антона Забродского