Проще пареной репы? С какими проблемами столкнулись калужане при оформлении выплаты на детей от 3 до 16 лет

Проще пареной репы? С какими проблемами столкнулись калужане при оформлении выплаты на детей от 3 до 16 лет

Этот вопрос стал самым обсуждаемым на прошлой неделе. Граждане почти сразу озаботились, как быстро оформить детские выплаты, чтобы получить их уже после 1 июня. Именно эту дату президент назвал стартовой при выплате единовременного пособия для 27 миллионов юных граждан. При этом глава государства отметил, что подать заявку можно онлайн, не нужно стоять в очередях, собирать справки, главное – быть зарегистрированным на Госуслугах и написать электронное заявление. На деле же все оказалась иначе.

Заявка с закавыкой

Об этом граждане узнали буквально на следующий день, когда почти 9 миллионов россиян одновременно отправились на страницу единого портала и благополучно его обрушили. Кстати, то, что наши люди «побегут» за деньгами сразу же после выступления Владимира Путина, было ожидаемо. Многие так устроены, тем более когда что-то дают, да еще безвозмездно, у кабинета, в данном случае электронного, выстраивается в пять минут целая толпа. В результате более суток понадобилось специалистам, чтобы стабилизировать работу сервиса. И еще почти двое суток сайт работал с перебоями. В итоге, когда родителям удалось прорваться на сервис заявок, они выяснили, что подать ее не так просто.

Во-первых, недостаточно просто написать заявление, нужно еще приложить номер СНИЛСа ребенка, а таковой есть не у всех. Во-вторых, получить страховой номер можно только в пенсионном фонде лично.
Уже в среду утром у стен отделения пенсионного фонда на улице Суворова собралась приличная толпа. В само здание никого не пускали, и народ – кто соблюдая меры самоизоляции, а кто не очень – ожидал выхода специалиста фонда, который скажет, как родителям получить СНИЛСы на детей в условиях ограничительных мер, ну а затем, соответственно, и заветные выплаты.

Сотрудник фонда в свою очередь раздавал участникам импровизированного митинга листочки с номерами телефонов и говорил: звоните в офис, вам все объяснят. Народ пытался выяснить, почему нельзя сейчас рассказать что к чему, раз они уже у стен фонда и разговаривают с его представителем, на что получал в ответ рекомендацию отправляться по указанному в бумажке адресу.

Вам на три буквы

Не подумайте ничего плохого: это в ПФР, ну или, как вариант, в МФЦ. Причем в условиях режима самоизоляции попасть к специалистам, которые выдадут СНИЛС и помогут заполнить заявление, можно только по предварительной записи. Записаться нужно по телефону. И тут, как вы понимаете, не выдержала накала звонков система колл-центра данных ведомств. Колл-центр, как и сайт Госуслуг, «висел» почти сутки, только после этого получилось дозвониться до пенсионного фонда и выяснить, что подать заявление на СНИЛС ребенку можно из дома и получить его на электронную почту. Далее следовала инструкция, как найти нужную ссылку, и вроде дело в шляпе – можно дождаться номеров СНИЛСа и подавать заявление.

Ага, как же. Еще одним камнем преткновения на пути получения заветной суммы для ряда граждан стало наличие у ребенка свидетельства о рождении, выданного в другом государстве. Учитывая, что Калуга уже почти 15 лет принимает участников Государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа, можно представить, сколько граждан с нероссийской метрикой ребенка снова осталось за бортом. Там же оказалась и я. Сайт Госуслуг настойчиво отправлял нас в ПФР или МФЦ, опять убеждая, что только при личном визите нам помогут заполнить заявление специалисты, по-другому – никак.
Что интересно, получить выплату в 5000 рублей на ребенка, рожденного что за рубежом, что в России, можно одинаково без проблем. А тут то СНИЛС нужен, то метрика не та.

Тише едешь – дальше будешь

Признаться честно, снова идти в очередь к пенсионному фонду у меня желания не возникло, тем более что подать заявление на едино-временное пособие можно до 1 октября.
Однако многих родителей сам факт подобного бюрократизма возмутил. Получается, что слова президента о том, что человеку не нужно выходить из дома, чтобы получить обещанное пособие, благодаря нерасторопности чиновников оказались легко опровержимы. Соцсети захлестнула волна возмущения.

Даже на одном из федеральных каналов чиновникам, разрабатывавшим систему, задали вопрос: почему на деле оказалось не так просто подать заявление, все же потребовались и лишние документы, и личные визиты в пенсионный фонд. На что прозвучал ответ: «Доработаем».

А пока «дорабатывают» систему сами граждане. Народные умельцы делятся опытом, как убедить Госуслуги не требовать с родителей лишних бумажек и личных визитов ПФР. Говорят, у некоторых получается, я пока не пробовала. Жду возвращения работы фонда в прежний режим, ну или пока разработчики доработают систему, как обещали, благо до октября еще далеко.


От автора

Когда после выступления Владимира Путина, в котором он анонсировал выплаты на детей, с Госуслугами и колл-центрами пенсионного фонда и МФЦ случился подобный коллапс, никто даже не удивился. Было понятно, что система подвиснет от перегруза, потому что максимально большой поток заявлений будет именно в первые дни. А вот требование дополнительных документов и необходимость личного визита к специалисту для отдельной категории граждан как-то озадачили. Получилось как в поговорке: от души, но через пень-колоду.

Хочется верить, что подобные требования разработчиков онлайн-заявлений просто недоработка и со временем их действительно устранят, чтобы очереди в ПФР не стояли и подать на пособие можно было не через пень-колоду, а проще пареной репы.


Ольга Смыкова