Расширяя творческие горизонты

Расширяя творческие горизонты

В доме музыки проходит ретроспективная выставка художников, в разные годы обучавшихся в мастерской академического рисунка «Горизонт».

Представлено более 100 работ 45 авторов, выполненных в разных техниках и жанрах: пленерная живопись и интерьерная картина, графика, батик. По ним можно проследить путь художника от ученического рисунка до обретения собственного стиля и почерка. Выставка приурочена к году наставника и педагога в России.

Начать с азов

Мастерской «Горизонт» в этом году исполняется девять лет. Ее основатель, — искусствовед, член Союза художников России Вера Белова-Щербакова, — рассказала о том, что движет взрослыми людьми в их стремлении не просто рисовать на любительском уровне, но серьезно, с самых азов постигать художественную грамоту.

— Многие  люди относятся к рисованию, как хобби, — говорит Вера Валентиновна. — В городе есть множество студий, куда можно прийти, чтобы «отвести душу», написав под руководством преподавателя картину. Вошли в моду такие направления, как правополушарное рисование и нейрографика. Но у нашей мастерской задачи совершенно другие.

Вера Белова-Щербакова имеет педагогическое и искусствоведческое образование, окончила Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Долгое время работала в художественной школе в качестве педагога для взрослых. За эти годы выработалась база учебной программы и доведены до совершенства методы обучения.

Когда в студию приходит новый ученик, Вера Валентиновна начинает обучение с азов: постановки руки и глаза, восприятия цвета, тона, пропорций, изучения терминологии. Это важно — настроиться на один лад, говорить на одном и том же языке.

— Сначала необходимо освоить ремесло. Для этого нужна мотивация, желание учиться, и готовность приложить серьезные усилия. После базового курса начинается творческая работа, но на основе классического рисунка: мы не уходим ни в абстракцию, ни в любительское искусство. В процессе обучения человек раскрывается, становится очевидно, к чему у него есть склонность: к живописи, графике, декоративно-прикладному искусству. Иногда он приходит с одними желаниями, но очень быстро выясняется, что на самом деле ему нужно совсем другое. Мы разбиваем стереотипы и открываем новые горизонты. Человек обретает способность по-другому чувствовать и видеть, и это новое качество добавляется к его собственным чертам. Тут и начинается магия настоящего искусства.

Конечно, жизнь студийцев – это не только кропотливый труд по выстраиванию тональных соотношений в натюрморте, но и летние пленэры, украшение елочных шаров под Новый год, рисование скетчей и многое другое.

Куда приводят мечты

Ученики Веры Беловой-Щербаковой участвуют в профессиональных выставках, поступают в художественные училища и вузы.

— Сейчас я готовлю нескольких своих студийцев к вступлению в Союз художников. В 2022 году  моя ученица Светлана Тихонова заняла третье место на Всероссийской молодежной выставке в Екатеринбурге. Это большой успех. Даже участие в такой крупной престижной выставке – шаг к вступлению в Союз.

Что приводит взрослых людей – врачей, экономистов, учителей, юристов — в студию академического рисунка? Прежде всего, осознанное желание учиться. Многие с детства мечтали рисовать, но по разным причинам в художественную школу не попали. Рисовали в школьных тетрадках чебурашку, а на большее не хватало навыков. Надо учесть, что лет 20-25 назад студий для взрослых в городе практически не было, и исполнить мечту было непросто.

Вера Валентиновна рассказывает, что к ней нередко приходят учиться мастера тату. В какой-то момент они поняли, что остановились в своем развитии: скопировать картинку из интернета могут, а запрос клиента на уникальный авторский рисунок ставит в тупик. Получив необходимые для работы навыки, многие остаются, чтобы продолжать учиться, открывать для себя мир живописи и графики.

— Долгое время студия не рекламировалась, люди приходили по «сарафанному радио», но бывали и почти мистические случаи, — рассказывает педагог. — Идет человек мимо Дома художников, и ему в голову приходит мысль: «Хочу рисовать!» И он заходит внутрь, идет мимо вахты, поднимается на второй этаж, каким-то неведомым образом сворачивает в нужную сторону и оказывается в моей мастерской, причем именно в то время, когда я там нахожусь. И это далеко не единичный случай!

На выставке можно увидеть, чем отличается учебная работа от художественного высказывания. Первая направлена на решение определенной задачи, и она имеет право быть «замученной», нести на себе следы проб и ошибок. В работе мастера возможны академические неточности: художник может по-другому показать цвет, свет, тон, восприятие формы, и делает он это осознанно. Чтобы нарушать законы, надо их сначала узнать.

— Искусство, у которого есть академическая база – не пустое, оно цепляет, — считает Вера Белова-Щербакова. — Почему мы любим импрессионистов? У них эта база была, и они начали искать что-то новое, отталкиваясь от нее. Конечно, есть и салонное искусство, которое можно сравнить с  поп-музыкой. Оно тоже востребовано и имеет право на существование.

На выставке можно увидеть три разных варианта одного натюрморта «Калуга новогодняя». Каждая художница по-своему интерпретировала одну и тут же композицию. Все эти работы уже побывали на престижных городских выставках.

Очень интересна коллективная работа под названием «Творческая атмосфера», составленная из фрагментов, соединенных в единое целое. Дверная ручка, коробка пастели, брошенный на мольберт фартук, зеленая лампа, синяя кружка, кисти в стакане и даже черная собака с белыми лапами, терпеливо ждущая своего хозяина.

— Мы выбрали элементы интерьера мастерской, которые имеют для нас значение, откадрировали, и каждый участник проекта взял в работу то, что ему понравилось. Я почти на 100% угадала, кто что возьмет и как именно напишет. И все сложилось в единое композиционное целое, каждая маленькая работа обрела свое звучание, как голос в общем хоре.

Выставка продлится до 4 апреля.

Екатерина Шевелева, фото автора