Продолжаем рассказ о молодых учительских семьях, которые работают в средней школе № 6 им. А. С. Пушкина
Александр Герасимов преподает труд, ведет занятия в Кванториуме, который недавно открылся на базе школы, и как социальный педагог помогает семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Его супруга Надежда – учитель математики и физики.
Слесарь – мастер – учитель
Выпускник политехнического колледжа даже представить себе не мог, что судьба приведет его в среднюю школу.
– Об учительстве никогда не задумывался, хотел получить рабочую профессию, – рассказывает Александр Витальевич. – После 11-го класса выучился на сварщика, собирался на завод, но меня попросили вернуться в колледж, чтобы временно подменить нашего мастера производственного обучения. В итоге я задержался там на четыре года. Мои студенты побеждали в областных соревнованиях по профессиональному мастерству, ездили на всероссийские.
Работая в колледже, Александр заочно поступил в Физико-технологический институт КГУ им. К. Э. Циолковского. В 2017 году получил диплом и решил попробовать себя на новом поприще.
– В школе первое время было непросто. По возрасту я еще недалеко ушел от своих учеников, а надо было понять их, поладить с ними, донести до них знания. Очень благодарен старшим коллегам за помощь и поддержку. Сейчас у меня чувство, что я работаю здесь всю жизнь. В этом учебном году получил первую профессиональную категорию.
Александр Витальевич ведет уроки труда у мальчиков. В его ведении две мастерские – столярная и слесарная, где есть все необходимые инструменты, станки по дереву и металлу, в том числе с ЧПУ, 3D-принтеры, лазерные станки для резки и выжигания. Ребята увлеченно мастерят нужные в хозяйстве вещи: разделочные доски, ключницы, скалки и многое другое. Учитель показывает первые работы пятиклашек – кормушки для птиц. Они пока неидеальны, но к концу учебного года ребята многому научатся.
– Иногда мы с коллегой, которая преподает труд у девочек, меняемся. Девочки идут ко мне пилить и строгать, а мальчики к ней – готовить. Всем это очень нравится. А мне приятно наблюдать результат своей работы, когда ученики приходят и рассказывают: «Я сам поменял дома розетку!»
Главными секретами педагогического мастерства Александр Герасимов считает наглядность, личный пример и индивидуальный подход. Важно не только объяснить, но и продемонстрировать порядок действий, а потом подойти к каждому ученику и, если нужно, еще раз объяснить и показать.
– Иногда на уроке можно и пошутить, чтобы разрядить обстановку, но главное – знания, поэтому дисциплина необходима.
Точные науки и театр
Надежда проявляла педагогический талант еще в школьные годы, помогая одноклассникам с математическими дисциплинами. Сложный материал ей удавалось объяснить просто и понятно. Когда пришло время выбирать дальнейший путь, сомнений не было: точные науки и педагогика. Окончив четыре года назад КГУ им. К. Э. Циолковского, Надежда пришла работать в школу № 6. Здесь и познакомилась с будущим супругом.
В бурной стихии школьной жизни молодой педагог чувствует себя прекрасно.
– Каждый день тебя ждет что-то новое. Даже уроки на одну и ту же тему в разных классах проходят по-разному. Очень радостно видеть, как у детей пробуждается интерес к предмету, как они начинают его понимать, как горят у них глаза.
Как классный руководитель Надежда Александровна стремится к тому, чтобы дети сдружились. Лучшее средство для этого – совместная деятельность, интересная внеклассная работа. Проходит год-два, и педагог замечает перемены: ребята горой стоят друг за друга, становятся активными и инициативными.
– Дети растут и меняются с каждым годом и даже месяцем, и ты словно растешь вместе с ними, вновь окунаешься в проблемы взросления.
В студенческие годы Надежда участвовала в фестивале «Студенческая весна» и до сих пор помогает родному институту как сценарист и режиссер. Ее команда не раз становилась победителем городского фестиваля и выходила на областной этап, в последний раз совсем немного не хватило до всероссийского. В школе Надежда Александровна руководит театральной студией.
– К праздникам мы делаем короткие постановки. Например, ко Дню учителя придумали спектакль про мальчика, который слишком долго сидел перед телевизором, и ему приснилось, что уроки проходят в формате телешоу: история – «Следствие вели», алгебра – «Слабое звено». В конце учебного года на отчетном концерте показываем большой спектакль по произведению, которое выбирают дети. Играя на сцене, они могут выразить свои мысли и чувства, затронуть проблемы, которые их волнуют.
У Александра тоже есть творческое хобби – музыка. Он играет на электрогитаре и ударных в трех хэви-метал и рок-группах, пишет песни. Первые хиты музыканты создали еще в годы учебы в колледже. Сейчас калужские группы выступают на байк-фестах и в клубах Центральной России.
В свободное время Герасимовы участвуют в квизах и детективных играх, путешествуют. Прошлым летом они прилетели на Байкал, а домой возвращались поездами через всю страну, побывали в разных городах.
Радость и гордость учителя – успехи детей. Ученики Александра Витальевича выполняют интересные проекты, представляют работы на очных и онлайн-выставках, конкурсах, олимпиадах по технологии и труду, занимают призовые места. В прошлом году ученик школы № 6 победил в городском этапе конкурса – сделал разделочную доску в виде электрогитары, выгравировал на ней эмблему группы «Король и шут» и фразу из ее песни.
Под руководством Надежды Александровны дети успешно участвуют в областных олимпиадах и конкурсах по физике, математике и астрономии. Есть достижения и в творческой внеурочной работе. Вместе с учителем ребята сняли видеоролик на тему здорового образа жизни и получили на областном конкурсе спецприз за лучший сценарий.
Сложно ли молодому педагогу завоевать уважение не только учеников, но и родителей? Герасимовы уверены, что уважение всегда взаимно, а залог учительского авторитета – честность и открытость, доброжелательность и внимание к детям.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото из личного архива героев публикации