Разбираемся вместе: что собой представляет федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Разбираемся вместе: что собой представляет федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Что собой представляет федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Современная техника все активнее входит в нашу жизнь, и то, что еще вчера казалось заоблачным, сегодня становится средством первой необходимости. Но в том, что касается образования, мы привыкли придерживаться традиций. Поэтому термин «цифровая образовательная среда» многие восприняли настороженно, ведь принято считать, что гаджеты и интернет негативно влияют на школьников. Так ли это, попробуем разобраться.

Признаюсь, в том, что касается образования, я тоже весьма консервативна. Смартфон в школе до недавнего времени воспринимала как абсолютное зло, особенно когда на собраниях учителя жаловались, что дети открыто играют на уроках. Не добавила позитива и прошлогодняя удаленка, которая далеко не во всех школах была организована в виде дистанционных уроков. Лично мне пришлось самостоятельно объяснять сыну-семикласснику и алгебру, и физику, и геометрию. Но по прошествии стольких лет в памяти из школьного курса осталось далеко не все. И таких родителей было большинство. Поэтому, когда заговорили о всеобщей цифровизации образования, немудрено, что не все с оптимизмом восприняли эту идею. Многие родители искренне решили, что под аббревиатурой ЦОС скрывается дистанционка.

Однако при всем моем «образовательном» консерватизме по роду профессии я человек любознательный, а компьютер и интернет сегодня для журналистов первые рабочие инструменты. Поэтому паниковать не стала и решила разобраться, что из себя представляет ЦОС и так ли он страшен, как его малюют.

На сайте нацпроекты.рф в рубрике «Цифровая образовательная среда» говорится, что прежде всего в рамках проекта школы оснащаются современным оборудованием для обучения и высокоскоростным интернетом.

«Цифровая образовательная среда позволяет существенно расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, при этом не подразумевается уход от традиционных занятий в школах.

Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс в том числе позволит учащимся, по каким-либо причинам не имеющим возможности посещать школу, быть на связи с классом и учителем во время урока.

15,5 тысячи школ оснащены высокоскоростным интернетом, активно идет поставка современного оборудования для обучения в регионы. А в 2021 году все школы будут оснащены интернетом».


По сути, ЦОС – это свободный доступ к образованию через интернет для всех школьников. А то, что интернет при грамотном пользовании не есть зло, знают даже закоренелые скептики. Взять, к примеру, прошлогоднюю удаленку. Как я уже говорила, точные науки, которые не помню досконально, пришлось объяснять сыну самостоятельно. И если уж быть до конца откровенной, без интернета объяснить удалось бы гораздо хуже. Чтобы обновить свои знания, мне и многим родителям пришлось читать образовательные сайты. Кстати, на некоторых есть ссылки на ролики в «Ютубе», где тема вполне доступно объясняется с помощью видеоурока. Поэтому ЦОС – это не так страшно, как кажется некоторым, это я для себя поняла раз и навсегда.


А что же по этому поводу думают педагоги и дети?

Мария Сергеевна Щ., преподаватель английского языка:

– Не знаю, для кого как, а для меня дистанционка в прошлом году не стала сущим кошмаром. Частные занятия я уже давно веду при помощи видеоплатформ. Зум, скайп позволяют заниматься с учеником не только из любой точки Калуги, но и из любой точки мира. Поэтому этот навык работы я использовала во время уроков со школьниками. И второй важный момент – в интернете очень много электронных учебников: они есть в открытом доступе, также их можно значительно дешевле купить в электронном формате. Многие мои частные ученики на занятия приходят со смартфонами и планшетами – нет необходимости нести с собой кучу учебников. Кстати, и в школе я не ругаюсь, когда они ищут перевод с помощью гугл-переводчика. Раз посмотрят, другой, а на третий обязательно в памяти отложится. Хотя, конечно, злоупотреблять этим не рекомендую. Память все же лучше тренировать заучиванием, особенно при изучении языка.

Анастасия И., ученица 9-го класса:

– Интернет и цифровизация страшат больше взрослых, чем нас. Они видят в этом угрозу, особенно если узнают, что существуют сайты с готовым домашним заданием. Типа мы будем только списывать и ничего сами не решим. Знаете, кто хочет списать, тот и в школе у одноклассников спишет, а кто понимает, что нужны знания, на ГДЗ пойдет только в крайнем случае. И еще боятся, что нас навсегда на удаленку переведут. Нет, многие дети, конечно, были бы не против такого, но не думаю, что это случится. А так с помощью интернета и компьютеров мы уже давно и проекты готовим, и книги электронные читаем, и учебники есть цифровые, всем с удовольствием пользуемся. Только вот задания в «ЯКлассе» не очень люблю, потому что их там на время нужно выполнять, а они зачастую очень туманные и ответы спорные.

Олег С., студент-заочник:

– Для студентов-заочников и очников ничего удивительного в цифровизации образовательного процесса нет. Задания многие и получаем, и готовим в электронном формате. Более того, даже каталоги в библиотеках давно все цифровые. Я учусь на геологоразведчика в университете нефти и газа и могу сказать, что сегодня даже карты мы используем цифровые, хотя, конечно, и традиционный формат используется. Другой вопрос – когда студенты учатся на платном отделении, а уроки проходят онлайн. Некоторые считают, что в нынешних условиях, когда была дистанционка, явно переплачивали. Ну не хватает в электронном формате преподавательской харизмы, живого общения. Благо дистант – это только временное и форс-мажорное явление. А во всем остальном присутствие планшетов, смартфонов в нашей жизни есть давно, и никуда от этого не деться.

Анна Георгиевна Ч., преподаватель алгебры и геометрии:

– Мы с моими учениками давно занимаемся на электронных платформах «ЯКласс» и «Учи.ру». Для подготовки к тестированию это очень удобно: помогает сосредоточиться, ребенок учится ориентироваться во времени, взвешивать все «за» и «против» при окончательном выборе ответа. В нашей науке это несложно, главное – правильно решить. Еще один этап цифровизации – электронный дневник. Если еще в прошлом и позапрошлом году родители и учителя воспринимали его негативно, как дополнительную нагрузку, а родители как блажь, то сегодня пользу видят все. Учитель сразу и задания прикрепляет, и оценки выставляет, и как платформу для общения с родителями его может использовать. В то же время родители видят, какую отметку и за что получил их ребенок, отсутствовал или присутствовал на уроке, в общем, картина представлена развернутая. С видеоуроками тоже сумели справиться, пусть и не сразу. Но зато сейчас, если вдруг какой-то класс отправится на карантин, мы спокойно продолжаем заниматься. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы оснащенность школ была такая, чтобы заболевший ученик мог присоединиться к уроку в формате видеоконференции. Надеюсь, однажды это удастся реализовать. А то, что некоторые родители переживают, что ЦОС полностью переведет детей на дистанционку, это заблуждение. Никогда электронное общение не заменит живое. Это просто дополнение к традиционному образованию, современная и своевременная помощь.


От автора

Изучив общественное мнение, в том числе обсуждение этой темы родителями в соцсетях, я пришла к выводу, что ЦОС пугает родителей именно как дистанционка. Боятся мамы и папы, что традиционная школа канет в Лету, а детей массово переведут на домашнее обучение. Но и федеральные чиновники от образования, и региональные, и муниципальные не раз объясняли, что этого не будет, что суть проекта в другом – облегчить доступ к знаниям через интернет и технику. В идеале, как отметила учитель алгебры, чтобы даже отсутствующий ученик мог присоединиться к уроку онлайн. Чтобы дети имели доступ к дополнительной литературе, в том числе и к крупным библиотекам. Если отбросить все страхи и сомнения и смотреть на цифровую образовательную среду именно с этой позиции, то она даже мне, маме-консерватору, кажется не такой уж страшной.


Ольга СМЫКОВА