Разговор о человеке

В репертуар Калужского драматического театра вошла постановка по пьесе Александра Вампилова «Старший сын»

Как поступают люди, когда сталкиваются с одиночеством? Чаще всего бегут, погружаются в работу или учёбу, словом, делают всё, лишь бы это одиночество не осознавать. Спасаются от него, в глубине души боясь, что не смогут избавиться от него до конца. Лучом света в такие моменты могут стать родные люди. И вовсе не обязательно родные по крови. Именно таким видится лейтмотив пьесы Александра Вампилова «Старший сын», премьера которой состоялась в областном драмтеатре 15 марта. Калужскому зрителю постановка пришлась по душе.

Каждый сам по себе

Написанное в конце 1960-х годов произведение удивительно близко современным людям. Ведь тотальное, неизбывное одиночество, связанное с уходом от реального общения в виртуальный мир, присуще человеку именно наших дней. Часто оно ощущается даже в семье, среди родственников. Режиссёру-постановщику Дмитрию Бурханкину прекрасно удалось это показать.

В семье Сарафановых каждый жил сам по себе. Нина (Евгения Бессонова) – молодая девушка, которая вот-вот должна выйти замуж за перспективного летчика Кудимова (Владимир Прудников) и уехать с ним на Сахалин, неожиданно для себя понимает, что возлюбленный совершенно ей не близок. Героиня остаётся одна со своими мыслями и тревогой, задаваясь вопросами: кто я? с кем я? как жить дальше? – и не видит выхода из ситуации. Её брат, Васенька, (Алексей Чепелев) – подросток, страдающий от неразделённой любви к Макарской (Анна Сорокина), тоже остаётся один на один со своей бедой. От невзгод, свалившихся на него, мальчик хочет навсегда покинуть отчий дом. И наконец самым одиноким и жалким кажется  отец семейства – Сарафанов, которого великолепно сыграл заслуженный артист Калужской области Валерий Смородин. Пожилой, не добившийся особенных успехов в жизни Сарафанов до глубины души скорбит о том, что свою старость он будет вынужден встречать один в пустой квартире: «Один бежит из дому, потому что у него несчастная любовь. Другая уезжает, потому что у нее счастливая…» Казалось бы, семья, но каждый чувствует себя покинутым и брошенным. Удивительным образом спасение героев находится в руках абсолютно чужого человека – студента Бусыгина (Кирилл Бессонов). Буквально за один день он становится для каждого самым родным и близким.

Понятно без слов

Сразу после открытия занавеса перед зрителями предстают основные герои пьесы. Декорации, свет и музыка создают атмосферу позднего вечера в глухой российской провинции. Действие начинается, но несколько неожиданно для зрителей зазвучали авторские ремарки: «На улице слышны смех и голоса», «Все четверо заметно мерзнут» и подобные. Также голос начал представлять героев по именам. Памятуя калужского «Бориса Годунова», в котором были применены эти не совсем удачные приёмы, зрители могли огорчиться. Зачем на сцене проговаривать авторскую ремарку, если её можно сыграть? Или озвучивать место и действующие лица, если это и так понятно? К счастью, эта режиссёрская находка дальше не использовалась, и зрители смогли целиком погрузиться в историю семьи Сарафановых.

Музыка со смыслом

На протяжении спектакля актёры исполняли прекрасные вокальные и танцевальные номера, дополняющие по смыслу сюжет. За это Дмитрия Бурханкина хочется отдельно поблагодарить. Пожалуй, одной из самых запоминающихся композиций стала «Песенка о пехоте» Булата Окуджавы, которую спел Сарафанов, рассказывая Бусыгину о своей военной молодости. В этот момент на экране, расположенном на заднем плане, транслировались кадры хроники Великой Отечественной войны. За словами песни читаются боль и лишения, через которые пришлось пройти герою в своей юности и которые неведомы беспечному обманщику Бусыгину: «Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт. Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи: у жизни и смерти ещё не окончены счёты свои…»

Действие пьесы происходит в 60-е годы, но в большинстве музыкальных номеров использованы современные композиции. Например, «Облака» группы «Сансара», «Когда забываешь себя» Марата Нигматуллина и другие. Это ничуть не испортило восприятие и не разрушило дух времени. Напротив, музыка позволила связать эту историю с современной жизнью и подчеркнуть, что поднимаемые в спектакле темы актуальны и сегодня.

Инновации

Талантливую актёрскую игру подчеркнули с помощью видеотрансляции крупных планов. Так можно было увидеть, как меняются эмоции на лицах героев. Зрители могли наблюдать одновременно и общий, и крупный планы. Эффект получился необычным.

Кто же заблудший

Особое внимание хочется обратить на религиозные и культурологические отсылки в спектакле. В кульминационной сцене, когда Бусыгин говорит, что останется жить с Сарафановым как родной сын, на экране появляется образ Иисуса Христа. Отец семейства как бы соотносится с Отцом небесным, который также готов принять всех своих детей, идущих к нему. В этот момент герои застывают в позах со знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но тут возникает интересная деталь. Не несчастный сын стоит на коленях перед склонённым в объятиях отцом, а наоборот – Сарафанов оказывается на коленях перед Бусыгиным. Потерявшийся и заблудший в калужском «Старшем сыне» – сам отец.

Постановка получилась домашней, камерной, спокойной и трогательной. Сам режиссёр  Дмитрий Бурханкин так сказал о спектакле: «Я долго думал, какую пьесу предложить театру. И понял, что в этой парадигме, в которой театр начал существовать, не хватает тихого, спокойного разговора о человеке, в его обычной жизни. И эта пьеса, как никакая, к такому разговору располагает». Этот разговор с театральных подмосток зрители оценили.

Екатерина СЕМЁНОВА

Фото Калужского областного драматического театра