Размышления о вечном среди иллюзий Ночи искусств

Для Всероссийской акции Ночь искусств нашлось место и в нашем городе. Таких мест даже оказалось несколько. Да что там говорить – решительно все учреждения культуры в разной степени проявили свою активность, стараясь реализовать необычную форму общения с посетителями. Наиболее привлекательными симбиозами искусств выступили калужские театры, которым и по статусу положено быть многогранными и разносторонними культурными очагами. Кстати, это относится и к взаимоотношениям со средствами массовой информации, и приятно, что «Калужская неделя» оказалась в числе приглашенных на торжество ночных сюрпризов.

Калужский областной драматический театр, подчеркивающий свое отношение к зрителю фразой «Мы вас любим и ждем», время от времени подтверждает эту любовь делом. Так вышло и в ночь с 4 на 5 ноября 2018 года, когда публике было предложено пройти ускоренный курс обучения по специальности «Зрительское мастерство». Собрав небольшое количество поклонников театрального искусства в своих стенах, главные жрецы храма Мельпомены предоставили счастливчикам возможность выявить степень своей подготовленности в танце, сценической речи, вокале и актерском мастерстве. А также узнать, как вести себя в зрительном зале, как общаться друг с другом и какие простые на первый взгляд упражнения удивительным образом облегчат восприятие сценического действа любой сложности.

Зачислением на курс и дальнейшим прохождением по ступеням хитрой науки ведала строгая приемная, а затем она же – экзаменационная комиссия. В ее состав вошли такие важные персоны, как главный режиссер Владимир Хрущев, завлит театра Владимир Карпов и постановщик новой премьеры режиссер Дмитрий Бурханкин.

Наконец, всех ожидал и «выпускной экзамен», который был остроумно облечен в показ премьерного спектакля. Здесь театралы должны были продемонстрировать все, что успели познать на кратком, но емком курсе обучения. И, тем не менее, постановка на Малой сцене пьесы Евгения Гришковца «Весы» в талантливой интерпретации режиссера Дмитрия Бурханкина так и не смогла превратиться в «испытательный полигон» для новоиспеченных «идеальных зрителей». Разинув рты и затаив дыхание, участники Ночи искусств следили за развитием событий пьесы, перенесшей их в приемное отделение родильного дома и позволившей почти украдкой следить за великим таинством появления на свет новой жизни. А главное за тем, как мы с вами переживаем подобные события, как нам вообще удается их пережить. Зрители остались теми же зрителями, какими они и были – искренними и откровенными, за что их и любят. Все тонкости теоретической подготовки оказались, мягко говоря, второстепенными, по сравнению с открытой душой и готовностью распахнуть ее еще больше.

Как и следовало ожидать, постановка «Весов» прозвучала достаточно метафорично. Болезненный, но необходимый процесс появления на свет нового существа, увы, зачастую утрачивает свою изначальную сакральность. Возможно, это относится и к созданию художественных произведений – картин, скульптур, книг и даже изящных безделушек, а также пьес и их сценических воплощений. Возможно, театр ищет новую шкалу ценностей для своих творений, да и для всей жизни, оставляя надежду, в том числе, и на рождение нового зрителя, какой бы иллюзией это не казалось.

Сергей ГРИШУНОВ.

Фото С.Гришунова.