Реформа не ради проформы: что послужило поводом для изменения схемы движения общественного транспорта Калуги

Что послужило поводом для изменения схемы движения общественного транспорта областной столицы. 1 октября прошлого года для тех, кто живет на севере Калуги и пользуется автобусами и маршрутками этого направления, случилось, можно сказать, эпохальное событие. На рейс вышли новые, современные вместительные автобусы. Но оказалось, что не все пассажиры обрадовались подобному подарку от городских властей. Некоторые граждане, привыкшие ездить на мобильных и маломестных маршрутках, требуют вернуть все, как было. Сегодня мы попытаемся разобраться: а так ли все идеально было раньше?

К истокам

Как водится, те, кто утверждает, что раньше было лучше, обычно любят углубляться в историю. И здесь некоторые, говоря об общественном транспорте, движущемся в сторону поселка Северный, утверждают, что лучше, чем сейчас, было даже в советское время. Придется развеять этот миф, вспомнив, что до 2004 года общественный городской транспорт на Северный не ходил совсем.

Первый троллейбус туда был пущен в 2004 году, и это стало настоящим подарком для жителей. Потому что в центр города приходилось добираться на перекладных. На остановках, ожидая рейсового автобуса, даже в будний день стояли часами. А если в выходные, праздники, да и в обычный день задержаться, как принято говорить на Северном, «в городе», то домой от микрорайона Кубяка приходилось добираться и вовсе пешком. Ведь маршруток еще не было, такси не вызовешь, а одинокий рейсовый автобус прекращал свое движение в восемь вечера. В общем, в советское время в плане транспорта на севере областной столицы дела обстояли, мягко говоря, не очень хорошо.

Да, ситуация изменилась, когда на транспортный рынок пришли частники. Но и тогда, при детальном рассмотрении, хорошо стало тем, кто живет на конечных остановках. Пришел, сел, маршрутка набилась под завязку и, как такси, останавливаясь разве что на светофорах, едет до другой конечной. А тем, кто ожидает транспорт на промежуточных пунктах, приходилось также часами ждать капризного пазика или троллейбуса. Доехать «с комфортом» и побыстрее удавалось, если в проходящей мимо маршрутке, на счастье, было свободное место или выходил пассажир.

Забывая о безопасности

Кроме того, водители, работающие на субаренде, а по сути являющиеся владельцами микроавтобусов и пазиков, нарушают самое важное – правило безопасности.

Наверное, каждый из вас встречал общественный транспорт с номером маршрута, «ночующий» у подъездов во дворах многоэтажек. На деле машина должна на ночь оставаться в гараже транспортной компании. Во-первых, по соображениям антитеррористической безопасности, ведь перед каждым утренним выездом все транспортные средства должны проходить проверку, а в нынешнее время еще и подвергаться дезинфекции. Во-вторых, водитель, выходящий на линию, обязан и сам получить не только путевку, но и пройти медицинское освидетельствование. Частники же зачастую эти правила игнорируют. И жалобы на водителей с запахом перегара, а то и в нетрезвом виде совсем не редкость.

В обход правил

В Горуправу с завидной регулярностью поступали, да и продолжают поступать жалобы от граждан на то, что маломестные микроавтобусы типа «Газель Next» или Ford едут забитыми настолько, что пассажирам подчас пошевелиться невозможно. На остановках не останавливаются, а то и вовсе сокращают маршрут, двигаясь объездными путями.

Уже эти два пункта являются серьезным нарушением транспортной безопасности. Ведь переполненность рискует обернуться серьезными проблемами, прежде всего для самих пассажиров. А несоблюдение остановок грозит перевозчику лишением лицензии или как минимум крупным штрафом.

Желание городских властей упорядочить график движения, а горожане очень часто сетуют на то, что уехать на маршрутке после 20:00 на окраинные микрорайоны весьма проблематично, также легло в основу произошедших изменений. Ведь, несмотря на утвержденное расписание, частник предпочитает его игнорировать, потому что движение без загрузки машины ему невыгодно. Коммерческий интерес не позволяет выходить на маршрут ради трех-четырех пассажиров.

И вот теперь мы подошли к третьему пункту, который стал поводом для реформы, – финансовая составляющая. Налоговые поступления в городскую казну от многочисленных частников, к сожалению, не велики. Если управление калужского троллейбуса, при всей его немногочисленности машин (примерно 150 ТС), заплатило в бюджет города в 2020 году около 140 миллионов рублей, то частные перевозчики, которых в разы больше (около 400 ТС), перечислили налогов всего на 20 миллионов рублей. Ощутимо, не правда ли? Как такое может быть? Ответ прост. До сих пор почти все частники работают за наличный расчет. Доход их сложно учесть, а предоставить отчет в налоговую службу транспортные компании имеют право на минимальную сумму. Чтобы избежать «серых» схем, с прошлого года всех субъектов данной сферы Федеральный закон № 54 обязал выдавать фискальный чек на каждую поездку, а Городская Управа потребовала предоставить возможность оплачивать проезд безналичным способом. В настоящее время в каждом автобусе или маршрутке должны быть терминалы для безнала. И, скорее всего, они есть, но с пассажиров частники по-прежнему стараются брать наличными и не выдают билеты за проезд. А вот здесь хочется напомнить о том, что весь пассажирский транспорт в обязательном порядке имеет страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Получить возмещение в случае, например, ДТП, возможно только при наличии билета, подтверждающего, что вы ехали в конкретном транспортном средстве, того самого, который так не хотят выдавать водители маршруток.

Резюмируя

Именно все эти вышеперечисленные факты и послужили причиной для транспортной реформы. И ее результаты вполне осязаемы.

Если говорить о безопасности, то водители, работающие от МУП «УКТ», на рейс выходят после медосвидетельствования, транспорт проходит ежедневную диагностику. А если о качестве – то график движения соблюдается, отследить его можно через интернет, поскольку каждый автобус и троллейбус УКТ оснащен системой ГЛОНАСС. Автобусы работают не по принципу загруженности и коммерческого интереса, а по расписанию, начиная в 5:40 и заканчивая около полуночи. И все они теперь с правом перевозки льготных категорий, то есть любой пенсионер может в любое время сесть в «красный» автобус и по льготному проездному спокойно проследовать в нужный ему остановочный пункт маршрута, а не ждать для этого именно троллейбус. Сегодня обоснованных жалоб на работу транспорта данного направления практически не стало.

В ближайших номерах мы продолжим обсуждать данную тему, поговорим подробнее о том, что волнует калужан в этом вопросе, начиная от организации остановок и заканчивая реформированием новых направлений. Если вам есть что сказать по этому поводу, приглашаем к диалогу.

Вопросы и пожелания можно отправлять на электронную почту nedelya@bk.ru

Ренат Логвин