Ромео уже не тот

Ироническую антиутопию «Джульетта выжила» показали на сцене PRO ART`S в рамках фестиваля актуального искусства MOST

– Я прочитала интервью Николая Владимировича Коляды (Коляда – актёр, театральный режиссёр. – Прим. автора), он сказал: «В театр люди будут ходить всегда, если будет история про Ромео и Джульетту». Я подумала, напишу пьесу, и все пойдут в театр, и я разбогатею. Что я могу сказать о Ромео и Джульетте? Мне хотелось посмотреть, как это будет в будущем, – сказала на одной из первых читок пьесы «Джульетта выжила» её автор Юлия Тупкина.

Но от традиционной шекспировской истории у главных героев остались разве что имена да фраза, которую произносит Ромео, или просто Рома: «О, быть бы на её руке перчаткой!»

Сбывшееся пророчество

Пьеса написана в 2015 году, впервые её поставили на сцене вятского драмтеатра в 2016-м. Тогда она вызвала неоднозначную реакцию – от восторга до полного неприятия.

Казалось, что всё это лишь авторская выдумка: на дворе такой далёкий и в то же время близкий 2056 год. Ромео 30! Планету захватили вирусы. Люди боятся заразиться, поэтому практически не выходят из дома. Всё их общение происходит через гаджеты.

Но совсем иначе эта история воспринимается в 2020 году, когда каждый из нас на себе прочувствовал всю «прелесть» самоизоляции, когда большая часть жизни переместилась в телефон и компьютер.

Юлия Тупкина доводит ситуацию до абсурда: ради личной безопасности люди готовы пожертвовать не только общением, развлечением – на море и в ресторанах они отдыхают по Skype, но и чувствами, они им ни к чему. Обитатели Земли так хотят выжить и жить вечно, что, умирая, поселяют свой разум в часах, чайнике или паяльнике. Вот только жизнь ли это?

Окаменевшие

Ромео в исполнении Александра Забродина сразу даёт понять, что он вовсе не влюблённый мальчишка, готовый вступить в борьбу со всем миром и отдать свою жизнь, чтобы и на том свете быть с Джульеттой.

Это взрослый, прагматичный, бесчувственный человек. Его быт давно отлажен. И его вполне устраивает заточение. Не устраивает это только его отца, человека старой закалки, который ещё помнит, что значит совершать безумства ради любимой. Но растормошить своего окостеневшего, окаменевшего сына у него долго не получается. Ни общение с прекрасной Джульеттой, её сыграла Ольга Мазайло, ни даже обещания сексуальных удовольствий не могут заставить Ромео-Рому переступить порог своей квартиры. Единственное, что лишь на время выбивает его из колеи, – таблетки тестостерона, которые ему вместо витаминов даёт отец, которого сыграл Леонид Клёц. В конце пьесы Рома всё-таки покидает такую уютную и комфортную домашнюю тюрьму. Но делает это лишь с одной целью – убить себя и Джульетту.

Жизнь в телеке

Полуподвальное помещение PRO ART`S едва вместило всех желающих. Показ спектакля проходил в камерной обстановке – от силы человек 30 зрителей. Кажется, протянешь руку и дотронешься до героев пьесы и реквизита. Когда же актёры вышли на сцену в образах продавцов пиццы, медицинских услуг и даже бессмертия, зрители стали высказывать пожелания приобрести товар.

Если в кировском театре Джульетта и Ромео были всё время на сцене, то в калужском они присутствуют виртуально – на больших жидкокристаллических экранах. Это, безусловно, помогает лучше прочувствовать атмосферу отчуждения.

История несостоявшейся любви, жизни в телевизоре переплетается с судьбой ушедших поколений. Расстрелы, раскулачивание и даже Сталин врываются в такую понятную, оцифрованную жизнь героев. Прошлое, настоящее и будущее соединено и завязано одним узлом.

Чем дольше длится действие спектакля, тем больше Джульетта отдаляется от Ромео. Она ещё умеет смеяться, шутить и хочет влюбляться. В отличие от Ромео мечтает жить полноценной жизнью – гулять под дождём и дышать без респиратора. Поэтому ничего нет удивительного в том, что своё сердце Джульетта отдаёт вовсе не ему.

Прекрасная игра актёров, особенно хочется отметить маму Джульетты – Светлану Никифорову, живой язык, пикантные сцены и шутки не оставляют зрителей равнодушными. Комедийная форма позволяет примириться с вовсе некомедийным содержанием.

Нельзя сказать, что калужане вышли после спектакля восхищёнными, окрылёнными, скорее – задумчивыми и немного растерянными.

– Стоит ли об этом говорить или забыть как страшный сон? – спрашивал у зрителей после спектакля режиссёр Константин Солдатов.

– Стоит, – отвечали ему. – Сегодня общения меньше стало – соцсети, Skype, Viber, WhatsApp. А люди должны общаться вживую.

Елена Володина