Секреты театра для «поколения Z»

Проект «Внеклассная классика» артиста Владимира Прудникова начался задолго до «Пушкинской карты» – в 2018 году, с постановок по произведениям Чехова и Гоголя. Через год настоящий фурор произвел спектакль Светланы Никифоровой «Пушкин. Выстрел. Метель».

«Это первый спектакль, где мне было интересно»,

– такие отзывы от молодых зрителей получали артисты.

А если после просмотра хотя бы несколько человек прочитали или перечитали Пушкина, Чехова, Достоевского – миссия «Внеклассной классики» выполнена.

– Цель нашего проекта – популяризация среди молодежи классических авторов и театрального искусства, – рассказывает Владимир Прудников. – Идея принадлежит Виктору Деринову. Прежде чем приступить к работе, мы обратились за поддержкой к министру образования и науки Александру Аникееву. Он предоставил нам возможность рассказать о проекте директорам школ, педагогам, родителям. Сегодня нас хорошо знают в Калуге и в области. Появились и постоянные зрители: ученики 24-й гимназии приходят на наши спектакли целыми классами. 

Непростая публика

– Школьники во время спектакля могут шуметь, отвлекаться, «уходить» в гаджеты. Вы это видите?

 – Скорее не видим, а чувствуем. Обычно зал делится на несколько секторов. Есть те, кто пришел смотреть спектакль, они сидят ближе к сцене. А на галерке – хулиганистые ребята, те, кого «привели». Одно время я думал: зачем их приводить, если им неинтересно? А потом понял, что нет – пусть они придут и даже половину действия просидят в телефоне. Все равно что-то увидят и услышат, а кто-то отвлечется от телефона и посмотрит спектакль по-настоящему. Поэтому я считаю, что наш проект может достичь эффекта именно при массовом посещении. Пусть придут все, а потом уже каждый решит – интересно ему или нет. Как можно понять, любишь ли ты театр, если не ходишь на спектакли? 

– Как на сцене преподносить подросткам классику, чтобы они смотрели, слушали и потом, возможно, даже прочитали произведение? 

– Важен подбор материала. Мы собираемся и обсуждаем, чем будем привлекать, удивлять и заинтересовывать зрителя. Иногда этот «застольный» период продолжается довольно долго. Наш идейный вдохновитель – Светлана Никифорова, у нее прекрасный театральный вкус, к ее мнению мы прислушиваемся. 

Важна динамика, в спектакле не должно быть длинных, скучных сцен. В постановке заняты молодые актеры, поэтому юным зрителям проще ассоциировать себя с ними, сопереживать им. И, конечно же, юмор, необычные режиссерские решения, которые рождаются в процессе работы над спектаклем. Каждый из участников проекта может предложить свою идею, и мы все вместе ее обсуждаем и решаем – использовать ли ее в спектакле. 

Классические произведения не всегда можно прочесть быстро, за один «заход». Спектакль же дает возможность погрузиться в произведение одномоментно, поэтому восприятие может быть более полным и мощным. Временные рамки тоже имеют значение: стараемся уложиться в час. Мы понимаем, что школьники привыкли к 45-минутным урокам, а потом их внимание начинает рассеиваться. Они плохо воспринимают длинные сцены, им нужен максимум информации на единицу времени: все понятно, идем дальше. 

– А как же красота слога и действия, тонкие нюансы, которые требуют сосредоточенности и работы души?

– Понимание этого придет со временем. Сейчас для нас важно, чтобы у ребят в принципе возник интерес к классической литературе и театру. Мы стремимся им показать, что классические произведения – это не скучное «чтиво», а увлекательный рассказ. Пушкинский «Выстрел» – это история о дружбе, «Метель» – о любви. Условно говоря, для мальчиков и для девочек. Здесь есть тайны, отчаянные поступки, бунт против родителей, непреодолимые препятствия. При этом романтическую историю мы преподносим не как мелодраму, а как комедию. Мне кажется, Пушкин опередил свое время лет на двести, настолько интересны и динамичны его произведения. 

– Обратная связь от зрителей для вас важна?

– Очень важна. Мы пробовали устраивать обсуждение после спектакля, но со временем от этого отказались. Ребят приходилось долго «раскачивать», чтобы вывести на диалог. Я прекрасно понимаю, что впечатления надо осмыслить. Бывает, что мы убираем со сцены декорации, а кто-то из зрителей задерживается в зале. Как бы между делом, спрашиваем: «Ну как?» Может завязаться спонтанное обсуждение, и это здорово. 

Обычно после спектакля я пишу пост в соцсетях, а зрители делятся своими впечатлениями в комментариях. Положительных отзывов очень много, но конструктивная критика для нас еще более ценна. 

Ставка больше, чем жизнь

В январе, после вынужденного перерыва 2020–2021 годов, на сцене Дома музыки состоялась долгожданная премьера. Спектакль «Игрок» по роману Достоевского поставил Кирилл Бессонов. Новая встреча с публикой произошла после каникул: 9 марта все три показа прошли с аншлагами. Видно, что «сарафанное радио» сработало: «Правда, что на сцене стреляют?» – спрашивали выходящих из зала вновь прибывшие молодые зрители. 

Начало интригующее: на сцену вместе с реквизитом выносят бесчувственное «тело», которое внезапно «оживает», надевает темные очки и громко объявляет: «Ставок больше нет!» Это в некотором смысле спойлер: вот-вот в жизни главного героя начнутся события, которые приведут его к гибели – пусть и не в буквальном смысле. 

Звучит ожидаемый зрителями выстрел, и действие начинается. Игрокам-артистам раздают карты, а вместе с ними – предметы реквизита. Светлана Никифорова в этот раз участвует в проекте в качестве художника по костюмам. Буквально несколькими штрихами она заставляет «говорить» внешний образ каждого персонажа: эполет отставного генерала, большая черная шляпа с вуалью роковой m-lle Blanche, трость француза Де Грие, кепка англичанина Астлея. 

– Кирилл Бессонов долго думал, как наглядно и понятно показать на сцене казино, и провел аналогию с другой азартной игрой – в наперстки. Игроки передают друг другу чемоданы, особым образом «тасуют» их, потом открывают. Это держит в напряжении не только зрителей, но и нас, артистов. Если герой должен проиграть, а мы ошибемся и откроем чемодан с деньгами, можно сразу опускать занавес. 

Герой Бессонова, обедневший молодой дворянин Алексей Иванович, служит учителем в генеральской семье. Он манипулятор и провокатор, «играет» с людьми и нередко выигрывает. Алексей прекрасно понимает, что его страсть к падчерице генерала Полине безнадежна, но идет до конца – и тоже выигрывает. Он и рулетка, можно сказать, созданы друг для друга. Выигрыш его мало интересует. Получив в казино огромную сумму, герой не знает, что с ней делать, и неловко пытается рассовать купюры по карманам. Жизнь в Париже в обществе алчной m-lle Blanche (ее роль исполняет Анна Сорокина) Алексею скучна. Рассказывая о долговой тюрьме и унизительной работе лакеем, он оживляется: опять начинается игра, вновь его ждет рулетка, которая теперь уже поглотит всю жизнь игрока. 

– Федор Михайлович Достоевский сам был отчаянным игроком и прекрасно понимал, как это бывает, – говорит Владимир Прудников. – Выигрыш дает человеку иллюзию, что он поймал, что называется, бога за бороду. На самом же деле игрок рискует всем и не может остановиться. Для меня главная мысль и произведения, и спектакля читается очень просто: не играй с огнем, держи голову холодной.

Продолжение следует

В планах у команды «Внеклассной классики» – спектакли по «Мертвым душам» и «Герою нашего времени». Светлана Никифорова перенесет на сцену повесть «Бэла». Рассказы Джека Лондона вдохновили на постановку Андрея Соловьева.

Артисты восстановили свой первый спектакль – «То, что доктор написал», в ближайшее время они покажут его на сцене театра кукол. В апреле зрители за один вечер смогут увидеть на большой сцене драмтеатра сразу два спектакля: «Игрок» и «Пушкин. Выстрел. Метель».

Екатерина Шевелева. Фото Елены Коротковой