Школьный альбом Михаила Грибкова

Школа: ДШИ № 1 им. Н. П. Ракова
Годы учебы: 1998–2008 гг.
Ныне:  виолончелист, артист Симфонического оркестра имени С. Т. Рихтера и Муниципального камерного оркестра, лауреат всероссийских и международных конкурсов.

Первые шаги

Мария Владимировна Горячева пришла в наш детский сад и объявила, что набирает ребят для обучения игре на виолончели. Моя мама откликнулась. Так я стал первым и на какое-то время единственным учеником Марии Владимировны, поступив в шесть лет в подготовительный класс музыкальной школы.

Что такое виолончель, я еще не знал. Конечно, меня водили на концерты. Я был знаком с камерным оркестром и даже, как вспоминает бабушка, пытался им «дирижировать»: сидел за спиной дирижера и повторял его движения, интуитивно попадая в доли и такты. Мария Владимировна потом сказала родителям: «Хорошо, что вы его тогда не остановили. Очень важно в такие моменты не одергивать ребенка, призывая к порядку, а дать ему волю».

Педагог прекрасно видел мой характер, знал, как меня заинтересовать. Мария Владимировна проводила занятия в игровой форме, и мне они очень нравились. Первые несколько уроков она посвятила знакомству с инструментом. Сохранилась тетрадка, в которой Мария Владимировна нарисовала виолончель, обозначив ее составные части. Почему-то шпиль я долгое время называл «шпилькой». Несколько месяцев я играл только пиццикато, начинал с совсем легких пьесок: «Во саду ли, в огороде». Со смычком подружился довольно рано, через год.  Мария Владимировна заметила мое рвение и не стала ему препятствовать.

Музыкальное образование формирует кругозор и развивает вкус, помогает становлению личности. Музыка имеет множество пересечений с литературой, живописью, архитектурой. Мария Владимировна часто строила обучение на образах и ассоциациях. Помню, как я разучивал «Романс» Ореста Евлахова, и она говорила: «Представь, что ты поешь – ведь у виолончели вокальная природа. Пой про себя!»

На одной сцене

Мария Владимировна готовила меня к концертам и конкурсам, я успешно выступал, получал грамоты и призы. Но бывали концерты и не очень удачные. Заниматься самостоятельно я не любил, а сцена усиливает все изъяны. Однажды Мария Владимировна сказала перед концертом: «Выйди и сыграй, как будто в последний раз – сосредоточься, вложи все эмоции. Отыграешь, положишь виолончель, и больше к ней не вернешься». Конечно, я понимал, что инструмент не брошу, но мотивационный момент сработал, это были нужные слова.

Когда Мария Владимировна ушла в декретный отпуск, я продолжил обучение у ее мамы, Лии Георгиевны Антиповой. Она была педагогом старой закалки, строгим и требовательным. Музыкальную школу я окончил под ее руководством.

После седьмого класса мои наставники сказали, что надо идти дальше. Родители поддержали: «Что получается, тем и надо заниматься!»                             Я прислушался к их словам.         В том, что я сделал правильный выбор и нашел свой путь в жизни, – заслуга, прежде всего, Марии Владимировны и Лии Георгиевны.

Мария Владимировна готовила меня к поступлению в колледж. Я приходил к ней на занятия в Дом музыки, и его репетиторий уже тогда стал родным пространством. В 7-м или 8-м классе я впервые вышел на эту сцену, исполнил «Испанскую серенаду» Александра Глазунова в сопровождении Муниципального камерного оркестра, которым когда-то в раннем возрасте «дирижировал». В этот раз за дирижерским пультом был маэстро Владимир Левин, а Мария Владимировна играла в оркестре. Это было наше первое совместное выступление. Я страшно волновался, боялся забыть текст – ведь как настоящий солист играл наизусть. Сыграл успешно, и Мария Владимировна меня похвалила.

Сейчас мы вместе с моим первым педагогом работаем в двух оркестрах и в недавно созданном Марией Владимировной квартете виолончелистов. В каждом из коллективов приятная дружеская атмосфера. Когда у меня был сольный полуторачасовой концерт в галерее Дома музыки, я был счастлив видеть среди зрителей Марию Владимировну, чувствовать ее поддержку. Все, что она когда-то в меня вложила, приносит плоды.

Погружение в мир музыки

В музыкальном колледже им. С. И. Танеева я учился у Ольги Михайловны Зубковой. Как и в школе, я был единственным учеником по классу виолончели на своем курсе, и внимание педагога принадлежало мне безраздельно.

В годы учебы Ольга Михайловна знакомила меня с творчеством выдающихся музыкантов. Например, на первом курсе она дала мне послушать записи Йо-Йо Ма – знаменитого американского виолончелиста китайского происхождения.

В 2011 году, когда я учился на третьем курсе, Ольга Михайловна поехала в Москву, чтобы послушать выступления виолончелистов на конкурсе имени П. И. Чайковского, а я смотрел интернет-трансляцию. В какой-то момент я вдруг осознал: «Вот как можно играть! Хочу так же!» Я понял, что буду музыкантом и никем другим, и полностью погрузился в музыку. Появилась бешеная мотивация, я много занимался, смотрел мастер-классы, слушал.

Виолончель – сложный инструмент. Музыкант, как и спортсмен, должен заниматься ежедневно, чтобы поддерживать форму. Даже в отпуске я не позволяю себе расслабиться и пропустить пару дней.

Новые возможности

Окончив колледж, я поступил в Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С. В.  Рахманинова. Там преподавал замечательный педагог – Михаил Юрьевич Кустов, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы. Я поехал к нему. Михаил Юрьевич открыл для меня новые возможности виолончели и познакомил с творчеством С. В. Рахманинова. Теперь у меня два любимых композитора – Чайковский и Рахманинов, их произведения я играю чаще всего.

Педагог пригласил меня работать в симфонический оркестр. Я сел за второй пульт виолончели и даже помню первое произведение, которое сыграл в составе оркестра: «Тюркские фрагменты» Михаила Ипполитова-Иванова.

С Михаилом Юрьевичем мы продолжаем общаться, и отношения ученика и педагога со временем переросли в дружеские.

 

Записала Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото из личного архива Михаила Грибкова и со страницы ВК Дома музыки