Школьный альбом Оксаны Миловановой

Школа: № 10.
Годы учебы: 1984–1994.
Ныне: директор МБОУ СОШ № 13, председатель региональной Общественной палаты.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

– Я училась в средней школе № 10 г. Калуги и вспоминаю школьные годы с теплотой и добрыми чувствами, прежде всего потому, что с нами работали профессиональные, очень увлеченные и, главное, внимательные учителя. Говоря о педагогах-наставниках, в первую очередь вспоминаю первую учительницу Галину Анатольевну Пелисову (Безродных).  Спокойная мудрость, рассудительность, основательность – её главные черты характера. Уроки Галины Анатольевны всегда были наполнены разными формами работы. Главное – она учила нас учиться, выполнять все поэтапно, не бояться трудностей. Галине Анатольевне я благодарна и за то, что она всегда поддерживала меня и как коллегу. После педагогического института я вернулась учителем в родную 10-ю школу. Так сложилось, что как классный руководитель я выпустила всего один класс, с этими ребятами мы были вместе с 5-го по 11-й. И в пятом классе их передала мне Галина Анатольевна. Она, как и когда-то у меня, была у этих детей первой учительницей.

Знаю, что Галина Анатольевна сознательно делала этот выбор, хотела, чтобы ее выпускников как классный руководитель и учитель русского языка и литературы взяла я, её выпускница. Думаю, что это высочайшая степень доверия, которое невозможно подвести. Вот такая получается преемственность поколений!

КАЖДЫЙ УРОК — СПЕКТАКЛЬ

– Конечно же, не могу не вспомнить и Эмму Михайловну Никитяеву, учителя русского языка и литературы. Это педагог от бога, мастер своего дела. Её уроки и сейчас, спустя много лет, когда изменились методики, подходы к преподаванию, можно считать эталонными. Новейшие методы работы: комплексное обучение анализу текста, метапредметный подход, опорные таблицы, методика опережающего обучения – Эмма Михайловна все брала в работу. Спустя годы работы учителем понимаю, какой колоссальный труд стоял за подготовкой к каждому уроку! Как Эмма Михайловна проверяла сочинения! Не было ни одного слова, ни одной фразы,  которую она не прокомментировала бы и не оценила с точки зрения речевой грамотности, логики изложения. Знаю, что в молодости она хотела стать актрисой. Не сложилось. Но каждый её урок – это спектакль. Она влюбляла своих учеников в русскую литературу. Для меня стала еще и ориентиром в профессии. Именно благодаря ее урокам я решила, что пойду в педагогический вуз на филологический факультет. Это пример того, как наставник определяет жизненный путь, дает нравственные ориентиры.

УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ

– Вообще, наставник – понятие широкое. В профессии наставниками для меня стали и Галина Анатольевна, и Эмма Михайловна. С ними работала рука об руку в 10-й школе. Они, как и многие мои коллеги, сформировали отношение к делу, профессиональный почерк. Сегодня, когда веду урок, иногда даже подмечаю: вот эти интонации, фразы, приемы работы – от моих учителей, из школьного опыта.

Говоря слова благодарности в преддверии Дня учителя, должна вспомнить и Кузнецову Веру Михайловну. Это моя тетя, много лет проработавшая в московской школе директором. Она и сейчас, на пенсии, продолжает работать учителем математики. Её уроки – это уроки управления школой, общения с родителями, учителями, реализации инновационных проектов. И я до сих пор обращаюсь к ней за советом, за поддержкой, если возникает необходимость, и она всегда находит нужные слова.

В одной популярной песне поется: «Учитель продолжается в своем ученике». На собственном опыте могу сказать, что это действительно так.

 

 

Подготовила Ольга СМЫКОВА

Фото из личного архива Оксаны Миловановой