Синдром жмущих ботинок

Синдром жмущих ботинок

По статистике, минимум 143 минуты в день проводят в социальных сетях жители России: развлекаются, учатся, ищут работу, узнают новое и жалуются на проблемы. Социальные сети — неиссякаемый источник обратной связи для власти, если она готова вести диалог и быть интересной, в том числе в условиях критики.

Несколько лет назад, когда только начиналась программа капитального ремонта, в редакцию пришла женщина. С порога она начала рассказывать, в каком забытом депрессивном районе живет; как в ее пятиэтажке все сыпалось и протекало; как жильцы долго ждали ремонта и как опасались, что бригада, взявшая подряд на ремонт, исчезнет, не доделав работу. Я приготовилась выслушать очередную жалобу, но история эта закончилась неожиданно: жильцы оказались так довольны качеством работ и отношением к своему делу самих ремонтников, что устроили им во дворе настоящий праздник с чаепитием.

— Так что же вы хотите, ведь все закончилось хорошо?

— Хочу об этом кому-нибудь рассказать, – ответила женщина.

Действительно, мы уже не ждем хороших позитивных новостей и отучились слышать благодарности.

Эту историю я вспомнила на прошлой неделе, когда глава министерства цифрового развития Дмитрий
Разумовский презентовал на странице правительства области новую платформу «Центр управления регионом» (ЦУР). Это информационный центр, где собирается и анализируется информация по сообщениям граждан из социальных сетей и других интернет-ресурсов, поступившим в адрес органов власти. Проблемы выделены в 8 основных блоков – здравоохранение, образование, транспорт, энергетика, ЖКХ, дороги, ТКО, социальная защита. По словам Разумовского, «переформатирование работы с сообщениями граждан» и мгновенная доставка жалоб для исполнителей позволит ЦУРу не потерять ни одну проблему.

Идея «вылавливать» жалобы из общего потока в социальных сетях и ЦУР как инструмент их решения — отличное начинание. Но жители в комментариях все равно настаивают: «Дайте телефон и сайт, мы хотим пожаловаться».

Еще в начале XX века американский философ Д. Дьюи, говоря об общественных проблемах, размышлял: «О том, что жмет ботинок, и в каком именно месте он жмет, лучше всех известно тому, кто носит этот ботинок. Даже если классный сапожник лучше его знает, как справиться с этой проблемой». Простые жители готовы обозначать проблемы, ругать власть в социальных сетях, зачастую с фейковых страниц, но не предлагать реальные варианты решения проблем, а тем более не видят возможности своего участия в общественных изменениях. При этом в любой, даже самой простой ситуации, которая может и должна быть решена чиновниками, погружаются в социальные сети.

Бесспорно, лучше решать вопросы и проблемы в социальных сетях, чем затем видеть их последствия в реальном поле. Но и у самих пользователей соцсетей необходимо воспитывать ответственность: прежде чем нажать кнопку «enter», обозначив свое мнение, подумай, что ты хочешь получить в итоге – лайки и популярность в сети либо реакцию на проблему и ее решение.

Так, некий пользователь с ником «Ваш сосед» пишет на городскую планёрку про пуховский пруд: «Обратите внимание на пуховский пруд: после его благоустройства вода тухнет, рыба дохнет». Градоначальник поручает разобраться. А есть ли основания для этого разбирательства?

Ведь сейчас вода в пруду нормальная, уток – тьма, никакой тухлой рыбы, а вполне себе приятное место для семейного времяпровождения – гуляющих полно с раннего утра до позднего вечера. Вряд ли они пошли бы туда гулять с детьми, если бы было все так, как пишет «наш сосед».

Подобные жалобы в соцсетях о том, чего нет, я бы сравнила с теми самыми «жмущими ботинками». На самом деле обувь оказывается вполне по размеру, хотя, может, и не столь модная, как хотелось бы. А их обладатель, кричащий о том, что ботинки жмут, выступает как желающий проверить, на работе ли классный сапожник.