В Доме художника прошла выставка, посвященная памяти Владимира Духанова
В этом году, 31 марта, мастеру исполнилось бы 70 лет. Его любимым временем года была весна, особенно самый ранний ее период, когда сходит снег и появляется первая нежная зелень. Свойственные художнику тонкая душевная организация, скромность и чувство прекрасного были созвучны родной среднерусской природе, помогали понять и передать ее неяркую, неброскую, но завораживающую красоту.
Юная зрелость
– Мы были студентами Ленинградского художественного училища им. В. А. Серова, там и познакомились, – вспоминает заслуженный художник России Татьяна Духанова. – Володя учился на отделении реставрации. Еще до личного знакомства я обратила внимание на замесы красок, которые он делал, – удивительные, глубокие, совсем не ученические. Он созрел как мастер, будучи совсем юным.
В качестве дипломной работы педагог предложил Владимиру Духанову восстановить огромный, почти двухметровый холст начала XVIII века из запасников Эрмитажа, помятый и покрытый трещинами. Владимир работал день и ночь, и картина стала как новая. На защите дипломов заведующий реставрационным отделением Михаил Александрович Никифоров поблагодарил Геннадия Ивановича, отца талантливого выпускника, за воспитание достойного сына.
Город-загадка
Знакомство будущих супругов началось с загадки: Владимир предложил симпатичной девушке отгадать свой родной город, который называют колыбелью космонавтики. Загадка оказалась непростой, но случайно услышанный разговор помог Татьяне найти ответ – Калуга. Полтора года продолжалась их романтическая дружба.
– Мы поженились 16 августа 1974 года. Я училась на втором курсе училища, а Володя поступил на первый курс Академии художеств имени И. Е. Репина. В этом году вступили в брак и наши друзья, Станислав и Лариса Минченко – мы были друг у друга свидетелями на свадьбах. Жизнь кипела, мы вчетвером ездили на этюды, где только не побывали. Однажды зимой приехали в Выборг – мороз 37 градусов, краски застывают!
Этюд, как любая работа с натуры, ценен тем, что передает живое впечатление. Художник вбирает всю окружающую среду, и свое внутреннее состояние, настроение этого момента выражает в красках на холсте.
– И Володя, и я стремились к тому, чтобы работать, когда на сердце чисто, никогда не выплескивать в картинах личный негатив. Володи нет с нами
13 лет, и я храню каждый его этюд. Как глоток свежего воздуха воспринимают его работы и зрители, и коллеги-художники, даже те, кто в своем творчестве отошел от реализма. Их ценность и глубина – в смирении и любви к Родине. Задача художника – борьба против зла, а его оружие – искусство. Противостоять коварству зла можно только искренностью и простотой, а Володины работы именно этим и отличаются.
«Ни одной берёзки!»
После свадьбы молодая семья поселилась в просторной комнате в коммунальной квартире неподалеку от академии. Из обстановки были только рабочие столы, мольберты и диван, зато какое общество здесь собиралось! В гостях у Духановых бывали художники, музыканты, артисты Кировского театра. В дружеской и творческой атмосфере подрастала дочь Виктория. Имя ей выбрал отец: «Пусть будет нашей победой в жизни!». Педагоги шли навстречу молодой маме, сокращали занятия, поэтому академический отпуск брать не пришлось.
После второго курса академии Татьяна Анатольевна выбрала специальность «монументальное искусство» – у нее, дочери известного архитектора, всегда был к нему интерес. Поддержал ее и супруг: «Если хочешь помогать семье, поступай на монументальное!» Владимир Геннадьевич к тому времени уже окончил академию, отслужил в армии, вместе с дочкой вернулся в Калугу и активно работал.
Татьяна Анатольевна, окончив академию, получила направление в Волгодонск на должность главного художника, и супруги поехали на новое место.
– Нам сразу дали трехкомнатную квартиру, огромную мастерскую. Получили мы и первый заказ – мозаику на стене завода «Атоммаш». А Володя загрустил. «В чем дело?» – спрашиваю я его. «Тут даже ни одной березки нет, сплошная трава да суховеи», – говорит Володя. И мы уехали в Калугу. Здесь первой моей монументальной работой тоже оказалась мозаика – панно в фойе корпуса Бауманского университета: Ломоносов, Менделеев, Чебышев, Королев, Циолковский. Скоро это здание передадут медицинскому колледжу, и мне бы очень хотелось перенести панно на новое место, в кампус на Правом берегу.
За годы работы в Калуге и области художники Духановы создали множество монументальных работ, в том числе росписи в библиотеке Белинского, Институте сельхозхимизации, школе № 6 и детском саду «Белоснежка», витражи и росписи в ресторане «Зуль», сграффито на фасаде детского сада «Алые паруса» и кинотеатра «Родина» в Сухиничах.
Владимир Геннадьевич и Татьяна Анатольевна активно работали в правлении Калужской организации Союза художников России, в разные годы возглавляли ее. Когда появилась возможность выезжать за рубеж, побывали во многих странах мира.
Их приглашали остаться в Германии, преподавать в Академии искусств города Брауншвейга, но жизни вне Родины художники не мыслили.
Искусство преображает
Татьяна Анатольевна 30 лет преподает в колледже культуры и искусств и больше 10 лет – в духовном училище, 17 лет руководит воскресной школой при храме Николая Чудотворца.
– В колледж приходят разные ребята, некоторые могут странно выглядеть, нецензурно выражаться, грубить. А когда заканчивают учебу, они становятся совершенно другими – чистыми, красивыми. Искусство исцеляет, они приходят к себе. А в духовное училище поступают те, кто уже прошел определенный путь и решил посвятить себя иконописи. Не у всех есть художественное образование, им трудно, но с молитвой все получается – это чудо, которое совершает Господь.
Когда ушел из жизни Владимир Геннадьевич, Татьяна Анатольевна тяжело переживала потерю. Спасали вера, общение, работа – именно в этот период она начала преподавать в духовном училище. Радуют успехами дети, которые пошли по стопам родителей. Дочь Виктория – дизайнер, работает в Калуге. Сын Кирилл, выпускник Академии имени Репина – художник, преподаватель колледжа культуры и искусств. Старшая из пяти внуков Анна учится в Архитектурном институте в Москве.
– Все дни заняты, время для творчества нахожу только поздно ночью, – говорит Татьяна Анатольевна. –
В большей степени работаю сейчас с духовными темами. Недавно воплотила свою мечту – написала святую Марию Египетскую. Изобразила ее в тот момент, когда она решила переменить свою жизнь – обратилась к Богу, облилась горькими слезами и ощутила освобождение.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора и из личного архива