Соблюдайте цифровую гигиену!

Соблюдайте цифровую гигиену!

Почти 700 миллионов рублей перевели мошенникам калужане за 9 месяцев этого года.

Эта цифра была озвучена в ходе пресс-конференции в УМВД России по Калужской области.

По словам начальника управления по борьбе с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий УМВД Казбека Зангионова, впервые за многие годы количество мошеннических эпизодов, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в нашем регионе сократилось, помогла корректировка «Госуслуг». Однако мошенники ищут новые схемы, и количество краж с банковских электронных счетов жителей области продолжает расти. При этом основными жертвами становятся не только пенсионеры, но и дети.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

За девять месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано 3508 таких преступлений. Их доля в общем массиве преступности продолжает расти и на сегодняшний день составляет 43 процента. Из всех зарегистрированных преступлений данного вида 74 процента составляют мошенничества и кражи с банковских счетов. Раскрыто 297 таких фактов.

Общая сумма ущерба, причиненного потерпевшим в нашей области за девять месяцев, превысила 683 миллиона рублей. Для сравнения: за весь 2024 год она составила почти миллиард рублей. В этом году специалисты прогнозировали суммарный ущерб на уровне 1,5 миллиарда рублей, но уже очевидно, что он будет значительно меньше.

– Самозапрет на кредиты дал положительную динамику. Также мобильные операторы получили рекомендацию идентифицировать официальные номера компаний. Например, если вам звонят представители сотовой компании, на экране высветится ее название. Также должны маркироваться поликлиники, органы соцзащиты и прочие госучреждения. Но это делается на добровольной основе. Например, мониторинговые агентства, которые проводят соцопросы, чаще всего не заключают подобное соглашение с операторами связи. Поэтому, если поступает звонок с неизвестного номера, никогда нельзя терять бдительность,

– сказал Казбек Зангионов.

В ОБХОД ПРАВИЛ

Ни в коем случае не стоит перезванивать по номерам из СМС, которые мошенники присылают якобы для того, чтобы говорящий мог подтвердить свою легальность.

По словам сотрудников полиции, мошенники научились пользоваться рекомендацией силовиков перезванивать в банк. Теперь они сами присылают номер, по которому нужно позвонить и где якобы подтвердят реальность и серьезность ситуации. Если человек поверил и перезвонил, дальше следует мастерская манипуляция. Мошенник под предлогом «проверки» заставляет жертву зайти, к примеру, в бюро кредитных историй, ввести свои данные и нажать «запросить отчёт». В этот момент в личном кабинете на «Госуслугах» появляется реальное уведомление, что был запрошен кредитный отчёт. Человек видит это и окончательно верит, что его взломали. Дальше его психологически обрабатывают и под предлогом «спасения» средств заставляют переводить деньги на «безопасные счета».

Наиболее частыми поводами для обмана киберпреступниками до сих пор остаются разблокировка банковской карты, отмена операции по списанию денежных средств и защита банковского счета.

Чуть ниже в рейтинге киберпреступлений предложения заработать на бирже или инвестициях, купля-продажа имущества по объявлениям, размещенным в сети Интернет и на различных сайтах, получение различных выплат (страховки, кредиты, компенсации), просьбы об оказании финансовой помощи или голосовании в конкурсе от родных и знакомых с их взломанных аккаунтов, продажа билетов, путевок и различных услуг. И, несмотря на то что сегодня практически из каждого утюга говорят, что не стоит переходить по ссылкам даже от знакомых людей, доверчивые граждане клюют на эту удочку.

ПОД ПРИЦЕЛОМ ДЕТИ

Как рассказали в УМВД, в наиболее уязвимом положении для мошенников в настоящее время находятся школьники и студенты. За девять месяцев жертвами кибермошенничества стал 41 несовершеннолетний, тогда как раньше это могли быть буквально один-два человека. Киберпреступники хорошо разбираются в психологии, поэтому выстраивают диалог, используя такие эмоциональные ловушки, как любопытство, страх, невнимательность и желание помочь.

Казбек Зангионов акцентировал внимание на том, что очень часто случаются ситуации, когда дети имеют свободный доступ к телефонам своих родителей: знают не только пароли от смартфона, но и коды банковских счетов.

Сознанием подростков, как и людей старшего возраста, манипулируют при помощи слов «конфиденциальная информация», «никому не говорите о нашем разговоре», угрожая, что последствия передачи содержания беседы будут иметь уголовную ответственность.

– Хочу особо подчеркнуть: сотрудники правоохранительных органов и силовых структур никогда не говорят таких фраз. Если вы услышали подобные слова или прочитали их в сообщении, точно знайте: ваш собеседник – мошенник,

– подчеркнул Казбек Зангионов.

АККУРАТНОСТЬ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

В завершение встречи в УМВД напомнили, что мы живем в цифровом мире, и только запретами проблему не искоренить. Поэтому нужно учиться соблюдать правила цифровой гигиены: обеспечить сохранность персональных данных, в том числе через двухфакторную аутентификацию, когда для входа в аккаунт должен прийти не только пароль на телефон, но и запрос на электронную почту. На компьютерах и телефонах нужно использовать защитное программное обеспечение, соблюдать аккуратность при посещении адресов. А самое главное – взрослым разговаривать с детьми. Ваши сын или дочка должны точно знать, что прежде всего они могут доверять родителям, а не тем, кто звонит якобы с благими намерениями, и, если ребенок нарвался на шантажиста в Сети, а такое тоже бывает, особенно в сетевых играх, прямиком бежать за помощью к родителям. Взрослым же важно сохранять критическое восприятие любой информации, полученной в Сети или по телефону от неизвестных собеседников, кем бы они не представлялись.

 

Ольга СМЫКОВА,

фото из открытых источников