Советский постапокалипсис

В Калужскую область часто заглядывают «киношники». В 70-х областной центр стал площадкой для съемок знаменитого фильма «Белый Бим Черное ухо». В 2020 году в Медыне сняли киноленту «Подольские курсанты». А в феврале этого года и вовсе разразился скандал — въезд в Калугу перекрыли, чтобы сбросить с Гагаринского моста старый «Мерседес» ради эффектных кадров для нового сериала Comedy Production.

Съемками кино калужан уже не удивить. Но нашей газеты удалось найти кое-что интересное — проект «Купол», участники которого сняли под Калугой фантастический сериал. 

Безумный Макс в СССР

Четыре года назад автор проекта «Купол» Никита Становов написал сценарий для короткометражного фильма в стиле советского дизельпанка – коктейль из идей футуристов 60-х годов, постапокалипсиса и фильма «Безумный Макс».

– Мне всегда хотелось снять какую-то технологичную историю с роботами и сложными механизмами. Идея сделать мир постапокалипсиса в СССР показалась мне интересной, но ресурсов практически не было. Я решил снять короткометражку, в которой будут и сцены с реальными актерами, и анимация. Для этого пришлось делать диорамы из подручных материалов. Из фильма «Безумный Макс» я позаимствовал идею бойни на тачках, поэтому искал на «Авито» уменьшенные копии старых машин и перекрашивал их. Для фона мы использовали не только модельки авто, но и миниатюрные сооружения, конструкции и дома,

– рассказал Никита.

Настоящие съемки тоже были. Неравнодушные калужане помогали проекту вещами, а иногда и машинами.

– У кого-то в гараже стояла старая «копейка» без документов. Нам сказали: «Забирайте ее, делайте с ней все что угодно». Еще приносили старые автомобильные запчасти, одежду и обувь. Было сложно собрать реквизит для съемок, потому что мы были строго ограничены временными рамками – все должно было достоверно показывать 80-е годы прошлого века,

– поделился проблемами кинопроизводства Никита.

Когда первые кадры были готовы, Никита понял, что съемки выходят за рамки короткометражного проекта. Горящие глаза участников команды и хорошая картинка убедили его переписать сценарий и отказаться от миниатюрных моделей.

Полный метр

Пока мир постапокалипсиса в СССР обрастал новыми деталями, Никита искал место для съемок. В 2018 году он наткнулся на заброшенный карьер в Корекозево, который на долгие четыре года превратился в съемочную площадку проекта «Купол».

– С этим карьером произошла интересная история. В 2018 году он уже не работал, и мы спокойно развернули там съемки. Однажды, в 2020 году, я приехал в Корекозево и обнаружил в карьере несколько грузовиков и тонированный джип. Я думаю: «Ну все, если карьер вновь начал работать, значит, придется искать другое место». А ближайший карьер находился в 15 км и совершенно не подходил нам для большинства сцен. Я решил договориться с мужчиной, который руководил работами. Рассказал о съемках фильма, предложил по-соседски друг другу не мешать – мы в одной части карьера снимаем, а они в другой части работают. Он согласился. Когда я приехал на следующий день, никого не было – ни машин, ни грузовиков, ни людей. Вот что делает волшебное слово «кино».

Съемки продвигались медленно. Вся команда работала на энтузиазме, совмещая работу, личные дела и участие в проекте. Вечера и выходные были отданы в жертву будущему фильму.

– Иногда я приходил с работы, садился и делал реквизит для съемок. Нальешь себе что-нибудь высокоградусное в стакан, ломаешь пенопласт и заполняешь им картофельные мешки до глубокой ночи. Я уверен, что если бы мы работали над фильмом каждый день, а не только по выходным, то справились бы за год,

– сказал Никита.

Опасные трюки

Фильм задумывался зрелищным и динамичным. Участники проекта сбрасывали машины с обрыва, рассчитывали, как лучше выпрыгнуть из авто на ходу, и сильно рисковали ради эффектных сцен.

– Там, где я мог заменить собой каскадера, я это делал. Всех актеров, которые присоединялись к команде, сразу предупреждал о рисках. Однажды мы снимали сцену столкновения двух машин. По сценарию в этот момент на бампере одной из них должен был стоять актер. Мы укрепили бампер машины, обмотали актеру ноги, чтобы смягчить удар, но риск получить травму был высоким. После нескольких неудачных дублей я начал отговаривать актера. Рисковать здоровьем ради пары секунд на экране – это слишком. Команда и сам актер настояли на том, чтобы продолжить съемки. И на восьмой раз при столкновении машин бампер смялся ровно между ног актера. Мне кажется, в этот момент у меня ощутимо прибавилось седых волос,

– вспомнил случай на съемочной площадке Никита.

Сценарий на миллион

Незаметно для автора проекта сценарий вырос из полного метра и уместился в восьмисерийный фильм. А пилотная серия, которую снимали как предысторию полнометражного фильма, оказалась в середине.

Никита планирует продавать сериал.

– Мы очень много сил, денег и времени вложили в съемки. Сейчас я ищу покупателя. По предварительным оценкам, на съемки этого сериала понадобится около 100 млн рублей. У нас таких денег нет. Но как бы ни сложились обстоятельства, зрители все равно увидят пилотную серию, которую мы сняли. Процесс создания кино для меня – это творческая самореализация, поэтому я горжусь проектом «Купол» и не жалею ни денег, ни времени, которые я на него потратил.

Анна Канашина. Фото из личного архива Никиты Становова