24 ноября Калужский драматический театр вновь удивил своего зрителя. Не буду утверждать, что точно помню последний аналогичный факт такого же удивления, поскольку мнения на этот счет у многих наших театралов расходятся, и все же, нынешняя постановка обещает определенный перелом на местной сцене.
Переломным моментом может оказаться премьерный спектакль «Homunkulus», поставленный режиссером Владимиром Хрущевым и показанный в этот день.
История интеллигентной семьи начала XX-го века в спектакле полна взаимодополняющих противоположностей в характерах, сложных натурах и даже лиричных образах. Некая интригующая двойственность прослеживается уже в самом начале, когда постановка, созданная по мотивам пьесы Максима Горького «Дети Солнца», при этом посвящается 150-летию со дня рождения Алексея Пешкова. Игра с именами и псевдонимами, возможно, ничего не означает, а, возможно, указывает на внимательное отношение авторов постановки к языку как к средству общения на сцене. Но пьеса эта появляется на сценах не часто.
Павел Протасов (актер Игорь Постнов), всерьез увлекающейся химией и вообще наукой, так же всерьез надеется создать «гомункула» — существо, подобное человеку, но, полученное искусственным путем. В него он вложит все свои мечты о новом, прогрессивном человеке, обладающем недюжинными способностями и, конечно, высокой нравственностью. Однако, при этом, главный герой не может навести порядок в собственном доме, наполненном спорами о высочайшем предназначении человечества.
По большому счету, все здешние обитатели погрязли в человеческих слабостях, любовных мечтаниях и эксцентричных выходках скучающих интеллигентов, именующих себя «детьми Солнца».
Его жена Елена Николаевна (актриса Ирина Якубенко), избрав для жестоких любовных забав соседа-художника Вагина (актер Владимир Прудников), возводит свою скуку в абсолют, превращая ее в жанр «изысканного» времяпрепровождения. А вот сестра Протасова Лиза (актриса Дарья Кузнецова) – вечно кажущаяся больной, но самая живая среди всех, каким-то неземным существом проносится через все действие, тщетно пытаясь докричаться до своего окружения, поведать им о надвигающейся большой беде и о невозможности жить и любить в существующем мире.
Тема беды повисает в воздухе и питается фантасмагоричными поступками персонажей, как, например, самоубийство безнадежно влюбленного в Лизу ветеринара Чепурного (актер Леонид Клец). Эпидемия холеры, свирепствующая неподалеку, со временем кажется безделицей по сравнению с той атмосферой, что сгущается гораздо ближе. Люди низшего сословия, пьянствуя и рукоприкладствуя, в открытую издеваясь над «далёким от жизни барином», наконец, поднимают руку на «детей Солнца».
Остается только догадываться – старания режиссера раскрыли нам трагичную сторону повествования и обнажили авторские симпатии к этим самым «детям Солнца», или сам Горький, изображая начало революционных настроений в России, все-таки изрядно иронизировал над мало просвещенными массами и сочувствовал представителям интеллигенции?..
В спектакле присутствуют моменты, когда актеры спускаются в зал, увлекая зрителя, заставляя его, хотя бы в воображении, подниматься на сцену и разделять с героями боль происходящих событий. При таких взаимоотношениях зрителю не избежать перемен. Одна фантасмагория за другой – и публика перестанет воспринимать театр только, как место для развлечений. Имея в репертуаре подобные творения, самому театру понадобится источник адекватного восприятия нового сценического действа – своеобразный «гомункул», который, впрочем, сам по себе, ниоткуда не возьмется. «Опыты Протасова в двух действиях», как определен жанр показанного зрелища, по сути, стали экспериментом и для калужской драмы, возможностью в кратчайший срок явить миру такого нового зрителя. Будем надеяться, что все удастся, что слухи о продолжении сотрудничества нашего театра с режиссером Владимиром Хрущевым подтвердятся, что театральные подмостки останутся площадкой для сопереживания, размышления, для создания каких-то новых людей – искренних, добрых и чутких. А пока – «браво!» — новому спектаклю, новому прочтению классики, большой удаче для всех, кто любит театр!
Сергей ГРИШУНОВ.
Фото С.Гришунова.