Создаст ли Калужский театр своего «гомункулуса»?

Создаст ли Калужский театр своего «гомункулуса»?

24 ноября Калужский драматический театр вновь удивил своего зрителя. Не буду утверждать, что точно помню последний аналогичный факт такого же удивления, поскольку мнения на этот счет у многих наших театралов расходятся, и все же, нынешняя постановка обещает определенный перелом на местной сцене.

Переломным моментом может оказаться премьерный спектакль «Homunkulus», поставленный режиссером Владимиром Хрущевым и показанный в этот день.

История интеллигентной семьи начала XX-го века в спектакле полна взаимодополняющих противоположностей в характерах, сложных натурах и даже лиричных образах. Некая интригующая двойственность прослеживается уже в самом начале, когда постановка, созданная по мотивам пьесы Максима Горького «Дети Солнца», при этом посвящается 150-летию со дня рождения Алексея Пешкова. Игра с именами и псевдонимами, возможно, ничего не означает, а, возможно, указывает на внимательное отношение авторов постановки к языку как к средству общения на сцене. Но пьеса эта появляется на сценах не часто.

Павел Протасов (актер Игорь Постнов), всерьез увлекающейся химией и вообще наукой, так же всерьез надеется создать «гомункула» — существо, подобное человеку, но, полученное искусственным путем. В него он вложит все свои мечты о новом, прогрессивном человеке, обладающем недюжинными способностями и, конечно, высокой нравственностью. Однако, при этом, главный герой не может навести порядок в собственном доме, наполненном спорами о высочайшем предназначении человечества.

По большому счету, все здешние обитатели погрязли в человеческих слабостях, любовных мечтаниях и эксцентричных выходках скучающих интеллигентов, именующих себя «детьми Солнца».

Его жена Елена Николаевна (актриса Ирина Якубенко), избрав для жестоких любовных забав соседа-художника Вагина (актер Владимир Прудников), возводит свою скуку в абсолют, превращая ее в жанр «изысканного» времяпрепровождения. А вот сестра Протасова Лиза (актриса Дарья Кузнецова) – вечно кажущаяся больной, но самая живая среди всех, каким-то неземным существом проносится через все действие, тщетно пытаясь докричаться до своего окружения, поведать им о надвигающейся большой беде и о невозможности жить и любить в существующем мире.

Тема беды повисает в воздухе и питается фантасмагоричными поступками персонажей, как, например, самоубийство безнадежно влюбленного в Лизу ветеринара Чепурного (актер Леонид Клец). Эпидемия холеры, свирепствующая неподалеку, со временем кажется безделицей по сравнению с той атмосферой, что сгущается гораздо ближе. Люди низшего сословия, пьянствуя и рукоприкладствуя, в открытую издеваясь над «далёким от жизни барином», наконец, поднимают руку на «детей Солнца».

Остается только догадываться – старания режиссера раскрыли нам трагичную сторону повествования и обнажили авторские симпатии к этим самым «детям Солнца», или сам Горький, изображая начало революционных настроений в России, все-таки изрядно иронизировал над мало просвещенными массами и сочувствовал представителям интеллигенции?..

В спектакле присутствуют моменты, когда актеры спускаются в зал, увлекая зрителя, заставляя его, хотя бы в воображении, подниматься на сцену и разделять с героями боль происходящих событий. При таких взаимоотношениях зрителю не избежать перемен. Одна фантасмагория за другой – и публика перестанет воспринимать театр только, как место для развлечений. Имея в репертуаре подобные творения, самому театру понадобится источник адекватного восприятия нового сценического действа – своеобразный «гомункул», который, впрочем, сам по себе, ниоткуда не возьмется. «Опыты Протасова в двух действиях», как определен жанр показанного зрелища, по сути, стали экспериментом и для калужской драмы, возможностью в кратчайший срок явить миру такого нового зрителя. Будем надеяться, что все удастся, что слухи о продолжении сотрудничества нашего театра с режиссером Владимиром Хрущевым подтвердятся, что театральные подмостки останутся площадкой для сопереживания, размышления, для создания каких-то новых людей – искренних, добрых и чутких. А пока – «браво!» — новому спектаклю, новому прочтению классики, большой удаче для всех, кто любит театр!

Сергей ГРИШУНОВ.

Фото С.Гришунова.