Станцевать историю

Как калужане путешествуют во времени и что они там находят

Согласитесь, когда мы слышим слово «бал», в лучшем случае представляем себе вальс. А ведь еще в прошлом веке бальная программа была очень разнообразной: полька, менуэт, полонез, контрдансы… Но, оказывается, для многих и сегодня это не просто слова. Люди изучают старинные па, погружаясь в ушедшую эпоху. Зачем современному человеку учиться танцам из далекого прошлого? Что они ему дают? Об этом мы поговорили с руководителем школы старинных танцев «АэропланЪ» Алексеем Петрушиным.

И праздник, и общение

Интерес к истории у Алексея был всегда. Кроме того, он играл в молодежном театре, серьезно занимался музыкой, увлекался ролевыми играми, историческим фехтованием. Однажды друг юности предложил ему пойти на занятие по историческим танцам.

А уже через месяц вместе с супругой они первый раз танцевали на балу в Обнинске. И сразу поняли, что без балов уже не могут. Кинули клич, собрали единомышленников, нашли помещение. Люди стали приходить, появился запрос на качественное преподавание.

–  К тому моменту я уже 15 лет был инструктором по парашютно-десантной подготовке и пилотом-парапланеристом. Шутил: не важно, чему учить, это моторный навык – что с парашютом прыгаешь, что в полонезе ходишь. Ну вот сглазил, началось.

Алексей получил диплом педагога-хореографа и начал заниматься с людьми разного возраста – от четырех до 80 лет. Постепенно выстроились методика преподавания, уровни обучения, направления, классы, пришли новые преподаватели. Алексей поясняет, что школа исторических танцев – это не собрание реконструкторов, желающих однозначной исторической правдоподобности. Здесь важнее удовольствие от того, чем ты занимаешься. Ученики учатся осознавать себя в пространстве, работать с музыкой и ритмом, взаимодействовать с партнером.

Направления  в школе разные:  исторические танцы, шотландские народные, французское барокко, мастерство танцора и, конечно же, парные танцы, которые нравятся практически всем.

– Что движет людьми, которые  к вам приходят?

– Мы проводили исследование, чтобы понять это. Самым большим открытием  стало то, что люди приходят не учиться танцевать. Одни идут за сказкой и праздником: бал, Золушка, платье как у Наташи Ростовой, кружение в вальсе… У других есть запрос на социальное общение, им важно, чтобы вокруг были интересные люди. А  парам занятия танцами помогают разобраться во взаимоотношениях. Ну и, наконец, к нам приходят, чтобы поддерживать физическую форму. Наши танцы благодаря мягкой, щадящей нагрузке и на голеностоп, и на сердечно-сосудистую систему рекомендуются как реабилитационные занятия. У нас занимались люди и с диабетом, и с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Сделать первый шаг

– А бывает так, что хотят, но не идут? Что мешает?

– Я не психолог, это моё частное мнение. Между желанием «я хочу» и «я сделаю какой-то шаг, чтобы это реализовать», – огромная пропасть. Иногда человеку достаточно просто иметь мечту, согреваться ею, но не реализовывать. В любом случае необходимо обладать  определенным уровнем активности, чтобы что-то сделать. Важно, насколько человек боец, насколько он умеет работать со своим телом, преодолевать трудности, выходить из зоны комфорта.

Кроме того, важную роль играет то, что преподаватель мужчина. К преподавателям-дамам люди на занятия идут охотнее, однако исторически танцмейстер – всё-таки мужское занятие.

– Танцевать может каждый?

– Если брать теорию, что танец – это перенос веса в определенном ритме на определенную ногу, то… Если мы умеем ходить, значит, мы умеем танцевать.

– Вечная проблема в танцах – нехватка кавалеров. Почему мужчины реже ходят на такие занятия?

– Мужчина по своей природе всегда четко старается понять иерархию – кто он относительно других, насколько он успешен. Когда танцы преподаёт мужчина, партнёрша смотрит на него восторженными глазами, и кавалеру начинает казаться, что он какого-то второго сорта. И вообще все над ним смеяться будут. Но это очень большая ошибка, потому что каждый думает в первую очередь про себя. Выход из этой ситуации –

индивидуальные занятия с кавалером или же с парой. Когда мужчина понимает правила игры, осознает, что для его репутации нет угрозы, он начинает заниматься.

– Вы проводите балы «Краски осени», в Полотняном Заводе на Пушкинском празднике, в усадьбе Золотаревых. А в выездных мероприятиях участвуете?

– Мы стараемся ездить в Орел к нашим друзьям, у них в конце октября проходит фестиваль «Эпоха династий». Ездим в Обнинск, Воронеж, Брянск, естественно, в Москву, в Коломну. Сейчас даже термин «бальный туризм» появился.

– А людям XXI века трудно даются занятия такими танцами? Культура другая, руку надо подавать иначе, вразвалочку не походишь…

– Мы люди современные, но нам интересен такой формат отдыха, как сказал один наш знакомый педагог-хореограф, – «высокоинтеллектуальный отдых». Мы не изображаем «графьев», не пытаемся быть кем-то, кем на самом деле не являемся, не проводим ролевые игры на балах. Это те же мы, из XXI века, только в других обстоятельствах. Если человеку есть что сказать миру, он будет собой, но примет правила игры. В противном случае будет имитация, попытка из себя что-то выдавить.

Вальсирующий парапланерист

– Я знаю, что ты человек очень разносторонний. Помимо танцев, твои увлечения – парапланеризм, парашютный спорт. Еще игра на волынке, звукорежиссура. Как на всё хватает сил?

– На все выделяю время. Волынка у меня, например, с утра, вместе с обязательной чашкой кофе. Хорошо, что есть электронные волынки, когда можно не будить половину дома своими гаммами. Но иногда приходится загонять себя в рамки, задавая себе вопрос: «Зачем я это делаю?»

– На балах ты периодически играешь на волынке в аутентичном шотландском костюме. Я читала твою статью на тему такого наряда, со всеми нюансами. Для тебя это важно?

–  В определенный момент я понял, что меня раздражает небрежность в одежде, в танце. К примеру, когда занимался ролевыми играми, делал себе меч – старательно шлифовал, красил, чтобы он был похож на настоящий. А на меня выходил человек с мечом из старой лыжи, с которой даже краска была не счищена. На шотландские танцы мы набрали новых учеников.  У них много вопросов: а как, а что, а где. Всё это я перенес в статью. Теперь знаю, на что сослаться, – мол, идите читайте.

– Какое из перечисленных занятий самое любимое? Или такого нет?

– У меня в жизни есть некая цикличность. Из экстрима – в искусство, и наоборот. Летая на парапланах, я не чувствую необходимости самоутверждаться и творить в воздухе какую-то дичь. Знаю: а я вот на волынке играть умею и танцую, а вы нет. А на балу – а я ещё и парапланерист, и волынщик. И вообще у меня борода прикольная. Сколько танцующих парапланеристов вы знаете? Я – троих. А летающих волынщиков – двое. Вот так и складывается калейдоскоп всего, что мне в жизни нужно.

Анастасия Гордеева, поклонница исторических танцев:

– В школе я занимаюсь почти пять лет. Попала сюда совершенно случайно: увидела объявление о проведении осеннего бала, заинтересовалась. Руководитель, преподаватели и ученики – очень приятные люди, всегда готовы подсказать и поддержать, на занятиях приятная дружеская атмосфера. Со временем я влилась в коллектив, и школа стала для меня, можно сказать, второй семьей.

Я люблю исторические танцы, и мне очень нравится общаться с людьми, которые у нас занимаются. Здесь собираются люди самых разных возрастов и профессий, с ними всегда интересно общаться, узнавать что-то новое.

Беседовала Ярослава ГРИГОРЬЕВА

Фото из архивов Алексея Петрушина и школы «АэропланЪ»