Танец как образ жизни

Хореограф, режиссер, педагог, артистка балета Евгения Талецкая рассказывает о своих проектах и новом моноспектакле о жизни Эдит Пиаф.

Всегда танцуй!

– Я танцую и импровизирую всегда, – говорит Евгения Талецкая. – Движение, танец – мой способ выражать мысли и чувства.

Вкус к хорошей музыке у нее сформировался еще в детстве – легко и естественно. Дома был проигрыватель и много пластинок, звучали классика, джаз, французский шансон. Очень рано, в трехлетнем возрасте, Женя занялась танцами, причем по собственной инициативе.

– Моя старшая сестра ходила на бальные танцы в ДК Машзавода, а мы с бабушкой ее провожали. Детей в студию принимали с 4–5 лет, но я так хотела танцевать, что для меня сделали исключение. До балетного станка я не доставала, для меня ставили стульчик.

Потом Евгения перешла в «Калужский сувенир» Елены Соболевой. Была солисткой ансамбля. Помимо народного и классического танца серьезно занималась хип-хопом, брейк-дансом, основала в Калуге региональную федерацию чирлидинга.

С 14 лет Евгения Талецкая преподает танец. На ее уроки брейк-данса, модного и сверхпопулярного в конце 90-х, приходило до 200 человек. Елена Соболева доверила талантливой ученице младшую группу своего ансамбля.

Окончив Московский институт культуры и искусств, Евгения Талецкая и Ксения Голыжбина создали танцевальную лабораторию «ТЕКТ». Молодые хореографы экспериментировали с самыми разными направлениями – от классики до хип-хопа, от джаза и contemporary до боевых искусств. Трое учеников лаборатории сейчас учатся в Академии танца Бориса Эйфмана.

– Их приняли сразу, настолько они талантливы, – с гордостью говорит Евгения. – Много людей, которые владеют телом, но очень мало тех, в ком есть изюминка – характер, эмоциональность, харизма. Мало настоящих артистов, которые могут прожить историю на сцене, вложить в нее душу.

Балет и театр

В 2017 году Евгения и Ксения основали Инновационный театр балета – первую профессиональную хореографическую труппу в Калуге. Первую постановку Евгении Талецкой «Опасные игры» зрители встретили с восторгом. Коллектив собирает полные залы, становится известным в России и за рубежом. С Инновационным театром балета сотрудничают хореографы с мировым именем. Постановки «Клаустрофобия» и Generationpomme попали в лонг-лист «Золотой маски».

Есть мнение, что современная хореография сложна для восприятия. Евгения Талецкая видит свою миссию в том, чтобы сделать ее доступной для понимания любого зрителя.

– В разных направлениях современной хореографии есть свои правила и законы – и у джаз-танца, и у стиля модерн, и у контемпорари. Это работа с телом и с пространством, с полом и с воздухом, это импровизация. Каждый крупный хореограф привнес что-то свое, и мы изучаем технику Хосе Лимона, Марты Грэм, Пины Бауш, Айседоры Дункан. Для танцовщика важно умение понимать себя, чувствовать свое тело, выражать свои эмоции в движении.

В драматическом театре Евгения Талецкая вместе с режиссером Дмитрием Бурханкиным работала над спектаклями «Пигмалион», «Чудеса в Простоквашино», «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил».

– Обычно хореограф показывает артистам движение, они повторяют, – говорит Евгения. – У меня другой подход. Я могу дать вам направление, могу дать историю, могу все это соединить в одно целое – но нужно ваше тело. В «Простоквашино» мы с артистами два дня искали пластику и мимику животных, их характеры.

Сегодня Евгения продолжает свой творческий путь как независимый режиссер и хореограф. Она работает над собственными проектами, ставит спектакли в разных городах России, участвует в творческих коллаборациях. Создан Театр танца Евгении Талецкой.

Идей и планов у нее очень много.

– Я всегда сочиняю в дороге. Много времени провожу за рулем. В машине играет музыка, а в голову приходят идеи.

Голос и пластика

Моноспектакль, посвященный Эдит Пиаф, Евгения Талецкая задумала 12 лет назад. Ее вдохновил фильм «Жизнь в розовом свете» с Марион Котийяр в главной роли.

– Песни Эдит Пиаф я люблю с детства. Масштаб личности, сила характера и богатство внутреннего мира этой незаурядной женщины поражают. Сколько веры и любви было в ее жизни – любви к людям, к музыке, к творчеству. И я решила, что обязательно поставлю моноспектакль.

Евгения начала собирать материал: читала книги и статьи о жизни певицы, даже нашла актрису на главную роль. Но разговор с ней так и не состоялся. Записи и наброски куда-то пропали в творческом беспорядке, идею пришлось отложить. Это оказалось к лучшему: замысел окончательно созрел и оформился.

– В декабре прошлого года замечательный фотограф Александр Фролов предложил мне сделать фотосессию. Увидев результат, я поняла: вот она – Эдит Пиаф! Значит, спектакль должен состояться. Я буду танцевать сама! Вновь начала изучать биографию певицы, смотреть ее интервью, переводить песни. Я осознала важную вещь: песни Эдит Пиаф неотделимы от событий ее жизни, каждая из них – законченный рассказ. Они и стали музыкальной основой постановки. Non, je ne regrette riеn («Нет, я не жалею ни о чем») – лейтмотив спектакля. Слова этой песни придали Пиаф силы превозмочь боль, снова выйти на сцену и петь. В спектакле голос Эдит Пиаф – это мое тело, через него он живет и чувствует.

Показ моноспектакля Евгении Талецкой Non, je ne regrette riеn состоится 18 мая в Инновационном культурном центре. Затем историю знаменитой французской певицы, рассказанную в танце, увидят зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов России.

Екатерина Шевелева. Фото Александра Фролова