Театротерапия: как калужане снимают стресс и становятся актерами

Как с помощью театротерапии Дарья Чупрова помогает калужанам снять стресс, перебороть боязнь сцены и решить свои внутренние проблемы

– Почему актерские курсы невероятно популярны? Ведь не все, кто на них приходит, стремятся стать профессиональными актерами, суперзвездами. Я наблюдала за людьми, которые не планировали связывать свою жизнь со сценой, но хотели играть. И пришла к выводу, что театр – отличный способ сбросить негативные эмоции, принять и где-то понять самого себя. Разбирая персонажей – чужие судьбы, чужие проблемы, ты начинаешь иначе смотреть на вою жизнь. Это интересно, – рассказывает Дарья Чупрова, режиссер, руководитель театральной студии «Экслибрис».

Посмотреть на себя

В небольшой студии собралось несколько человек. В центре – стройная блондинка в корсете – Дарья Чупрова. Она проводит бесплатный мастер-класс по театротерапии.

– Ребенок познает этот мир через игру. Но многие, становясь взрослыми, серьезными, вычеркивают ее из своей жизни. В итоге нашей энергии некуда выплеснуться, это приводит к срывам, стрессам. Игра необязательно должна быть актерская. Это может быть коллекционирование, спорт или какое-то другое увлечение, – говорит Дарья.

И предлагает участникам мастер-класса пробовать начать играть. Но для начала представиться довольно непривычным образом – назвать свое имя и отличительную черту. Кто-то говорит, что любит жизнь, кто-то книги и детей, работу. Слова рождаются сами собой. И это оказалось настоящим признанием.

Затем участники должны попытаться почувствовать свое тело, точнее отдельные его участки – уши, кончики пальцев, живот. И описать свои ощущения словами.

– Мочки уха горят!

– Пальцы немеют.

– В животе пустота, – делятся они своими впечатлениями.

– Зачастую мы относимся пренебрежительно к своему телу: забываем к врачу сходить, таблетку вовремя выпить. Вообще про себя забываем. Хотя только благодаря нашему телу мы можем ощущать этот мир и все прекрасное вокруг нас. Ему надо уделять чуть больше внимания, чем мы привыкли, не только как целому организму, но каким-то мелочам. Мы порой вспоминаем о мизинце, лишь когда ударяемся им о тумбочку, – говорит Дарья.

Концентрация на отдельных частях тела помогает вскрыть внутренние проблемы.

«Вся жизнь – театр»

Ну и куда же без актерской игры. Участникам предлагают выйти в центр комнаты и в трех разных состояниях прочесть отрывок из детского стихотворения: «В лесу родилась елочка».

Встать перед всеми немного страшно. Первая мысль: «А вдруг я буду выглядеть нелепо, забуду слова!» Но Дарья рядом, подсказывает, поддерживает. Она убеждена, что играть могут все. И каким-то неведомым образом умудряется заразить этой уверенностью окружающих.

– Я была в одной церкви, в которой в советское время заштукатурили роспись. Сейчас эта штукатурка начала отваливаться. Проступили прекрасно исполненные картины, – рассказывает Дарья. – Заходишь и видишь простые библейские сюжеты, понятные даже неграмотному человеку. У меня тут же родилась ассоциация с актерским мастерством. В каждом человеке есть слой штукатурки. На ком-то он тоненький, на ком-то он очень толстый, но если помочь его снять, то проступает сущность, способность человека играть. От игры ты получаешь удовольствие, даже исполняя роль негативного героя, выплескивая негативные эмоции. Это драйв, адреналин.

Голос помощи

Гости мастер-класса смогли даже провести гигиену чувств – представили, что слова застряли у них в горле, как ком. Этот ком надо взять в свою руку и голосом отправить через мысленный забор. Сначала нужно выкрикнуть о том, что ты любишь, потом – что ненавидишь больше всего. Кажется, ну что тут особенного. Но извлекая из себя скопившейся негатив, реально чувствуешь освобождение.

– Мы привыкли подавлять собственные переживания, чтобы не показаться странным, не быть грубым или слишком сентиментальным. И это вполне нормально для современного мира, ведь нам приходится общаться с очень большим количеством людей на улице, на работе, в интернете. Но что же делать с неосвобожденными переживаниями? Можно ли подавлять свои чувства вечно и думать, что это никак не скажется на качестве жизни и внутреннем балансе? Конечно, нет! – отмечает Дарья.

В конце мастер-класса она предлагает всем поучаствовать в сценке – примерить на себя роль офисных служащих, которые в разгар рабочего дня узнали о пожаре. Для людей, которые никогда не играли даже в школьном театре, это довольно необычно и любопытно.

С мастер-класса люди выходили с новыми ощущениями, которые только предстоит осознать.

– Человек, не играя, упускает из своей жизни что-то важное, фундаментальное. Мир слишком огромен, чтобы прожить всего одну жизнь, – говорит Дарья. – В своей работе я использую мировые методики, собственные наработки, которые хорошо себя зарекомендовали. Если мы контролируем свое тело, голос, эмоции, у нас появляется уверенность в самом себе. А это залог устойчивой личности.


Наша справка

О том, что театр лечит, знали еще древние греки. Но считается, что впервые арт-терапия была применена в США. Ее использовали в работе с детьми, которых вывезли из фашистских концлагерей. А психиатр Якоб Леви Морено, основатель групповой психотерапии, обнаружил, что проигрывание ролей обладает терапевтическим эффектом.


Елена ФРАНЦУЗОВА