«Телеграмма» из прошлого

«Телеграмма» из прошлого

10 января на малой сцене Калужского областного драматического театра состоялась премьера спектакля по пьесе Олега Михайлова «Телеграмма».

Он поставлен в рамках проекта «Дипломники столичных театральных вузов на малой сцене театра», который реализуется в театре уже пять лет.
На этот раз для постановки был приглашен режиссер-дипломник РГИСИ из Санкт-Петербурга Ярослав Рахманин. Он выбрал пьесу-победительницу конкурса инсценировок «По мотивам…», финал которого прошел в театре в рамках прошлогоднего VI фестиваля старейших театров. Пьеса называется «Телеграмма», и драматург Олег Михайлов написал ее по мотивам произведений А. Гайдара, У. Сарояна и Р. Блауманиса, а также дневников Е. Шварца. В основе лежит повесть Гайдара «Чук и Гек», а сама пьеса посвящена памяти актрисы Марии Лейко и труппы литовского театра «Скатувэ», чья судьба оказалась в 30-е годы прошлого века весьма трагичной.

Многим памятный еще по школе хрестоматийный рассказ советского писателя про потерянную детьми телеграмму от папы и поездку их вместе с мамой в зимнюю тайгу благодаря режиссеру Ярославу Рахманину, сценографу Арине Иксановой, художнику мультимедиа Андрею Горлачеву превращается в сильное повествование не только об этом путешествии, но и о судьбе страны в те предвоенные годы. А звучащие в финале слова Аркадия Гайдара «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной» в наложении на показанные трагичные судьбы репрессированных литовских артистов уже оказываются не такими оптимистичными и глянцевыми.

В спектакле заняты опытные актеры Светлана Никифорова, Сергей Вихрев и недавняя выпускница актерского курса театрального института имени Щукина при театре Елена Короткова. Каждый из них играет по несколько ролей, и всем им веришь. Дебютный спектакль молодого режиссера оставляет впечатление цельной качественной работы, возможно, еще и потому, что на этапе выпуска репетиции вёл мастер дипломника, знаменитый театральный педагог Вениамин Фильштинский, воспитавший очень многих хороших артистов, среди которых Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт.

Сам молодой режиссер говорит о том, что пьеса оказалась ему близка тем, что многое из того, о чем в ней говорится, вновь начинает повторяться, а жизнь и судьба самого Аркадия Гайдара тоже вполне могли бы стать сюжетом для самостоятельного художественного произведения, пьесы или кинофильма.

Николай АКИМОВ

Фото А. Гусева