Тридцать первый вид

В фойе Дома музыки открылась выставка фотографий Романа Новикова «Геометрия смысла»

Роман Новиков, как и многие, фотографирует на смартфон и публикует свои работы в соцсетях. Однако в отличие от большинства у него дар – увидеть окружающий мир с необычного ракурса, найти красоту и смысл там, где большинство пройдет мимо в своей каждодневной суете.

Роман Новиков – кандидат филологических наук, член региональной Общественной палаты, победитель городского фотоконкурса в номинации «Мобильная фотография. Архитектура города Калуги», участник международного фотоконкурса 35 AWARDS.

Калуга не «с открытки»

Монохром он предпочитает цвету, любит работу времени – ржавчину и дерево, старые дома и руины. В этом есть художественность, история, жизнь.

– Город – самая удобная декорация, – считает Роман. – У меня есть проект – сделать 1371 фотографию Калуги. Большие города дают большое количество материала и возможностей для его осмысления, а у нас есть некая исчерпаемость места. Художники и фотографы разбили Калугу, условно говоря, на тридцать композиционных блоков. И эти тридцать видов повторяются всегда и везде – и в живописи, и в фотоработах,  в любом жанре. Да, я тоже иногда делаю «открытки», хотя и  недолюбливаю их.

Поиск «тридцать первого ракурса» – настоящий вызов. Иногда фотохудожник целенаправленно исследует объект, задаваясь целью снять его так, как никто еще не снимал: подмечает его особенности, находит интересные пересечения линий. Бывает и так, что достаточно одного взгляда, чтобы увидеть вокруг себя некое волшебство. И самое сложное тут – не упустить момент.

– Я не всегда могу передать в своих снимках то прекрасное, что вижу. Иногда сохраняю неудачные кадры только потому, что они будят в памяти тот самый образ. Это настоящие танталовы муки: видишь, но дотянуться не можешь. Не успел достать телефон или сделал плохо, или надо было выйти из машины, а остановиться нельзя. Однажды я видел просто потрясающий образ – священника, который шел по вечерней улице с огромной гроздью елочных шаров. Когда он обходил лужу, получилась невероятная игра света и отражений. Я сделал несколько снимков, но передать это не удалось.

Люди в фотоработах Романа Новикова появляются редко, он предпочитает мир неодушевленных объектов и застывших форм.

Мобилография как арт-терапия

Иногда творческий человек задается вопросом: «Кто я – любитель или профи?»  Профессионал владеет определенными приемами, ставит перед собой задачи и знает, как их решить, изучает целевую аудиторию, понимает запрос заказчика и следует ему, в конце концов, зарабатывает деньги. Творчество любителя, как правило, спонтанно. Оно украшает жизнь самого автора, и может находить отклик у других людей.

– Я не любитель и не профи, – говорит о себе Роман. – У меня есть некое количество приемов, и я пока внутри них, а профессионал иногда может выйти за рамки собственного творчества. Профессионала отличает огромная насмотренность. Когда видишь сотни, тысячи работ, учишься и вдохновляешься.  Для меня творчество – форма терапии, возможность дать выход творческой энергии.

Детали и смыслы

– Фотография – хорошая форма молчания, – считает Роман Новиков. – Я не люблю говорить, не люблю слова. Они плохо выражают теперешний мир, а образы – значительно лучше. И мне кажется, они интереснее того, что можно сказать словами.

В своей кандидатской диссертации Роман исследовал драматургию Владимира Набокова.

– У этого писателя есть особые правила чтения. Он, к примеру, говорил, что тексты надо перечитывать, потому что в них играют роль детали. Если вы читаете хорошую прозу, она художественна, она инвазивна, то есть она вас заражает, вы в нее погружаетесь. И это, наверное, отразилось на том, что я делаю.  Мир – это детали. Чем больше детализируешь, нагружаешь содержанием свое высказывание, тем больше возникает таких интуиций.

Первая выставка – это вызов, и это непростой шаг. Одно дело – уют социальных сетей, другое – публичное пространство. Работы в большом формате выглядят совершенно иначе, чем на экране смартфона.

– Большую работу по поиску концепции и отбору работ проделали кураторы – Лидия Гапонова и Татьяна Ларина. Мне очень понравилось название выставки. Геометрия смысла – это угол зрения, это пересечения в широком смысле и это пространство.

Творческий человек не может существовать в «безвоздушном пространстве», ему нужна аудитория, нужна реакция зрителей, живой, спонтанный отклик. Главный источник вдохновения для Романа – люди: друзья и близкие, знакомые лично или только по соцсетям.

–  Разговоры и случайно услышанные фразы, посты и статьи – все от вас. Увидите ли вы себя в этом, я не знаю. Искренне считаю, что человеческое счастье, человеческий восторг дороже всего. Но если зритель, оттолкнувшись от меня, придет к тому, что ему действительно близко, – это хорошо.

Екатерина Шевелева

Фото автора