«Творческий десант» из Малоярославца

«Творческий десант» из Малоярославца

В выставочном зале Дома художника проходит выставка «Художники Малоярославца. Век ХХ – век ХХI».

Многие мастера хорошо знакомы калужанам, но столь масштабная и разнообразная экспозиция представлена впервые: 29 авторов, больше 200 работ в разных техниках.

Художники-фронтовики

На выставке можно увидеть работы как современных авторов, участников творческого объединения «Вернисаж», так и известных мастеров прошлого: Афанасия и Владимира Куликовых, Елизаветы Чернявской, Мэлса Авакяна, Александра Стасевича, Владимира Митяшкина, Александра Разина.

– Афанасий Куликов – это, можно сказать, наш фундамент, – говорит куратор выставки, живописец и галерист Сергей Бауэр. – Он прожил 65 лет, вырастил семерых детей, четверо его сыновей – участники Великой Отечественной войны.

Артиллерийский расчет братьев Куликовых некоторое время воевал на Дороге жизни, прикрывая ее от вражеских атак. Однажды их пушка провалилась под лед, с ней чуть не утонул один из братьев, Василий. Владимир и Константин чудом сумели вытащить не только его, но и орудие. «Брата нельзя было не спасти», – вспоминал потом Владимир Куликов.

– Мой отец тоже воевал в Ленинграде, был страшно изранен. Его везли по Дороге жизни, быть может, под защитой пушки братьев Куликовых, – рассказывает искусствовед Владимир Обухов. – Это были настоящие герои, истинные патриоты и необычайно цельные люди.

После войны Афанасий Куликов вместе с сыновьями занимался обновлением росписей в Елоховском патриаршем соборе в Москве. К ним был приставлен искусствовед, который наблюдал за их работой и очень переживал, как бы не испортили дореволюционные фрески. Тогда художник предложил ему подняться наверх, под самый купол, и показал надпись: «Роспись сделана Афанасием Куликовым со товарищи».

Удивительна судьба Елизаветы Чернявской. Ученица Павла Корина, выпускница Венской академии художеств была осуждена по политической статье, после 10 лет лагерей и ссылки поселилась в Малоярославце. Несмотря на страшные испытания, художница прожила долгую жизнь, стала почетным гражданином города.

Смысл жизни

Председатель творческого объединения «Вернисаж» Татьяна Духова представила современных художников, участвующих в выставке, и отметила, что для некоторых из них это творческий дебют. В объединение входят не только художники, получившие профессиональное образование, но и те, для кого творчество из хобби превратилось в смысл жизни. Все очень разные, работают в различных жанрах и техниках. Мария Власова помимо живописи и графики занимается батиком, Ольга Белова работает пастелью, Марина Чернышова не только занимается живописью, но и ведет студию.

Работы самой Татьяны Духовой проникнуты любовью к малым городам России, к родной земле. На ее полотнах можно увидеть деревянные домики с огородами за дощатым забором, куст сирени, сельскую труженицу на грядке, козочку и кур, купол храма сквозь кружево ветвей.

Лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Евгений Кондратюк работает в редкой и трудоемкой технике деревянной инкрустации – интарсии. Профессию плотника он получил в Калужском строительном училище, около 40 лет работал на Московском деревообрабатывающем комбинате № 9, выполнявшем заказы для Третьяковской галереи, Кремля, правительственных зданий.

– Я поклонник дерева. Как сказал поэт, без песен и без леса нет России, – рассказывает художник. – Изготовление каждой работы занимает много времени, это сложная технология. Однажды подсчитал, что за полвека создано порядка 800 панно, а сейчас у меня в коллекции примерно 400. Тематика работ разная. Хочется передать красоту родной природы, русской архитектуры, старинных храмов. Люблю охотничьи мотивы – всю жизнь я охотник, объехал пол-России.

В своей уникальной технике художник воссоздает и произведения великих мастеров прошлого, видит в этом просветительское значение. Встретив на выставке такую своеобразную копию, дети могут заинтересоваться оригиналом, и у них возникнет желание узнать больше о художниках, чьи работы представлены в знаменитых музеях мира.

Внимание к деталям

Юрий Шеров родился в Обнинске, живет в Малоярославце. У художника собственный узнаваемый стиль. Покоряет добрая ирония, с которой он смотрит на своих героев, как будто живущих по соседству, его способность увидеть поэзию в самых обыденных вещах, скрупулезное внимание к деталям скромного быта. Интерес к интерьерам 70-х годов автор объясняет просто: многие люди в глубинке действительно живут в пространстве, которое сложилось в те годы. Для обновления нужны ресурсы и желание, но эти «бабушкины» стулья, коврики и салфетки ничуть им не мешают.

Главной деталью в картине становится обычный синий павильон автобусной остановки «Белкино» или живописные разноцветные бараки. Художник фиксирует момент, соединяет воедино то, что есть, и то, что уходит: этого павильона уже нет, да и бараки в ближайшие годы снесут.

Одна из работ называется «Романтика». Зритель словно заглядывает в окно и видит идиллию: летний пейзаж под золотым небом, яркий букет цветов в чайнике – и только потом замечает пару маленьких человечков, сидящих около чашек, свесив ноги с края стола.

– Стараюсь уходить от стандартного оформления работ. Интересно сделать так, чтобы рама взаимодействовала с картиной, – поясняет художник. – Здесь получилось деревенское окошко с расписным наличником.

В каждой работе, даже если это пейзаж или натюрморт, есть люди или животные, либо какая-то деталь говорит о том, что герой только что вышел, – откушенное яблоко, недопитый чай, записка или газета на столе.

– Каждая работа – маленькая история: про дачную жизнь, про то, как живут у нас «на районе» пацаны, – говорит Юрий Шеров. – А вы приходите на выставку и читаете этот рассказ.

Выставка продлится до 24 июня.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Антона Забродского