ТЮЗ реабилитировал «человека в футляре»

ТЮЗ реабилитировал «человека в футляре»

Калужский театр юного зрителя продолжает сотрудничество с современными драматургами. 10 ноября вслед за постановкой «Сестер» калужского автора Андрея Убогого ТЮЗ представил премьерный спектакль режиссера Михаила Визгова «Беликов. Реабилитация» по пьесе Ольги Клюкиной.

Произведение представляет собой некий парафраз на «Человека в футляре» А. П. Чехова. Однако все это сложно назвать всего лишь инсценировкой чеховской пьесы, и название «Беликов. Реабилитация», видимо, дано неспроста. Все происходящее на сцене обозначено автором как «короткая пьеса в трех сценах и четырех лунных картинах». В течение этого периода происходит своеобразное, если так можно выразиться, оправдание чеховского героя. Зрителю предлагается по-новому взглянуть на чувства и мысли Беликова, попытаться осознать его переживания, увидеть в нем не только оболочку, не только «футляр», но и живую, а значит, очень ранимую душу.

Реконструкция всех событий остроумная и мудрая, современная, но уважительная в отношении великого писателя и его произведения. Конечно, вся эта трансформация сложна и непредсказуема, поскольку происходит в два этапа – вначале с точки зрения драматурга, а затем – режиссера-постановщика. Кому-то покажется не слишком тактичным подобное вторжение в замысел Антона Павловича и достаточно смелое «соавторство» с ним. Но более вдумчивый, склонный к анализу зритель увидит здесь развитие сюжета и характеров персонажей, подчиненные течению времени. Подобное положение вещей, наверное, является главным в любом искусстве. Спустя изрядный срок оно дает возможность зрителю размышлять, примерять на себя не только чужой сюртук, но и судьбу, характер, душевные переживания…

Появление этой пьесы на сцене Калужского ТЮЗа стало возможным благодаря гранту Министерства культуры России по поддержке современной драматургии. Присутствие самого автора – Ольги Клюкиной, разумеется, внесло свою трогательную нотку в работе над постановкой в целом. Талант и опыт Михаила Визгова отразились на всем сценическом решении особенным образом – порой кажется, что текст пьесы отступает на второй план. Даже если бы актеры не произносили никаких реплик, я думаю, зрителю все было бы понятно.

Интересен и тот факт, что на премьере волею судеб присутствовали гости из Таганрога – сотрудники музея «Лавка Чеховых», входящего в состав Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, – Анна Корж и Александра Щербина. Хранители вещественной среды, в которой вырос и жил русский писатель, получили возможность наблюдать торжество его духа. На театральных подмостках далекой от Таганрога Калуге продолжают жить и говорить уже на современном языке чеховские идеи и мысли.

Работы Калужского театра юного зрителя последних лет, посвященные именно Антону Павловичу Чехову, привлекают уже не только калужан. Пробудить интерес нынешнего зрителя к чеховскому слову оказалось не такой уж утопичной идеей. Будет ли продолжение? Нужен ли нам Чехов?

Но это тема совсем иного разговора.

Сергей ГРИШУНОВ

Фото С. Гришунова