Учительская эстафета

Учителя школы № 26 рассказали о преемственности поколений в педагогическом коллективе

Одной семьёй

Проходя по школьному коридору мимо шумной толпы мальчишек, играющих в догонялки, Юлия Синицына приветливо говорит: «Мои футболисты».

В этой школе она преподаёт русский язык и литературу уже 28 лет. Под её классным руководством растут 19 маленьких спортсменов. Прийти на помощь, дать совет, заместить Юлию Владимировну в случае болезни всегда готова её учительница Ирина Хатеева.

В этом году Ирина Дмитриевна ушла на заслуженный отдых, но продолжает активно помогать бывшей ученице. Она отдала профессии 53 года. В этой школе работает и другая её воспитанница – Евгения Голубкова. Благодаря Ирине Дмитриевне Евгения окончила филологический факультет и вернулась в родную школу учителем. Вместе с ними в дружном коллективе и ученица Юлии Владимировны – Мария Соколова, которая является классной мамой для детишек начальной школы.
Все они стали почти семьей. Признаются, что между собой называют друг друга просто по имени: Ирина, Юлия, Евгения, Мария. Нечасто встретишь три поколения учителей в одной школе! Удивительно и то, как им удалось передать друг другу любовь к профессии и вдохновить на дело всей жизни.

Из детства

Ирина Дмитриевна вспоминает, что уже в раннем возрасте мечтала стать учителем – играла в школу. Её вдохновляли и собственные преподаватели русского языка и литературы. Она твёрдо решила посвятить жизнь этой профессии. Будучи совсем маленькими, Мария и Евгения тоже любили играть в школу. И позже стали педагогами. Евгения говорит, что одним из факторов, повлиявших на выбор профессии, стал личный пример Ирины Дмитриевны, строгой и справедливой, которая сумела привить ученице любовь к преподаванию. Теперь она с гордостью продолжает дело своей наставницы в кабинете, в котором когда-то сидела за партой. А вот Юлия Синицына в школу не играла. От детской забавы она сразу перешла к настоящей практике. Юлия рассказывает, что еще школьницей замещала некоторых учителей в своей школе. Поэтому выбор профессии был для неё однозначным. Юля благодарна и Ирине Дмитриевне, которая убедила ее в том, что идёт по верному пути. После одного из уроков наставница сказала Юле: «Ты собираешься на филфак? Иди, деточка!» Юлия до сих пор помнит эту фразу.

Сработались

Педагоги говорят, что им очень комфортно работать в одном коллективе. Они не конкурируют. Напротив, стараются помочь, если нужно. Наставницы делятся опытом с подопечными. Когда они пришли работать в школу, Ирина Дмитриевна сразу начала относиться к ним как к равным.

Важна преемственность

В некоторых своих пятиклассниках Евгения уже видит будущих продолжателей её дела. Возможно, спустя годы в 26-ю школу придёт четвёртое поколение учителей.

Юлия Владимировна считает, что преемственность очень важна именно в преподавании русского языка: «Он изменчив и в последнее время подвергается негативному воздействию. Язык засоряют словами-паразитами и новомодными выражениями, стараются переиначить ударения в словах, грамматику. Этим веяниям может противостать только классическая школа русского языка, передающаяся из поколения в поколение».
Соглашаясь с Юлией, Ирина Дмитриевна подчёркивает, что очень важно передать новым специалистам не только знания, но и такие важные качества, как целеустремлённость, работоспособность и, самое главное, любовь к детям и к своему делу. Без этого работать учителем просто невозможно.

Учитель и ученик

Педагоги признаются, что порой учатся и у своих учеников. Дети помогают им найти нестандартные решения некоторых задач, заряжают оптимизмом. Но между собой и современными школьниками они видят большую разницу, связанную не столько с возрастом, сколько с использованием гаджетов и современных технологий. «Мы очень далеки от них», – говорит Юлия Синицына.

Учителя с сожалением отмечают, что дети сегодня совсем мало читают, а их жизнь больше сосредоточена в виртуальном мире. Привить любовь к книгам им невероятно сложно. Но, несмотря на это, общаться с ребятами учителям нравится. Ирина Дмитриевна с большим удовольствием беседует со старшеклассниками, они вместе анализируют произведения. А Марию как учителя начальных классов восхищает, с каким интересом слушают её малыши. Больше всего она ценит эмоции, когда они узнают на уроке что-то новое об обычных вещах. Например, когда Мария Михайловна наглядно объясняла детям, как воздух выталкивает воду из бутылки при погружении её в воду, это стало для них настоящим открытием. Дома они с радостью делились впечатлениями с родителями: «Мама, мама, представляешь, что я сегодня узнал! Скорее набирай ванну, сейчас я тебе такое покажу!» Рассказывая о своих учениках, Мария Михайловна светится от счастья.
Старшему поколению учителей отрадно видеть результаты своего труда. Они искренне радуются, когда узнают, что их ученики стали значимыми людьми: один – известный врач, другой – инженер. Для педагогов не менее ценно, когда с благодарностью приходят родители этих учеников, ведь успеха их детей, возможно, не было бы без прекрасных наставников.

Вполне закономерно, что здесь появилось несколько поколений педагогов. Думаю, когда-нибудь по школьным коридорам пройдут учителя, которые сегодня сидят за партами и каждый день открывают для себя что-то новое вместе со своими любящими и мудрыми наставниками.

Екатерина СЕМЕНОВА

Фото из архивов педагогов