Уорхол, Магритт и «Чаши терпения»: в Калуге прошел фестиваль современной керамики «Млечный путь»

Калужское лето продолжил фестиваль современной керамики «Млечный путь», который прошел в Инновационном культурном центре с 11 по 14 июня.

Кураторы фестиваля, посвященного 650-летию Калуги, – руководитель мастерской керамики ИКЦ Карина Саитова, художник из Москвы Ольга Равинская и искусствовед, руководитель сектора экспозиционной и выставочной деятельности ИКЦ Анна Сенатова.


Открылся фестиваль перформансом Инновационного театра балета. Это история о космосе и хаосе, о непростых отношениях скульптора и его творения, о тактильности и пластике — универсальный, понятный каждому язык. В выставочный зал зрители поднимались по лестнице мимо живых скульптур.

Это не единственная встреча с хореографией на фестивале. Зрители увидели премьеру спектакля-перформанса Юлии Бычковой «Серебряные облака», посвященного Энди Уорхолу, танцевальную постановку Тимофея Хохлова «Сын человеческий. Рене Магритт», перформанс «Ты – мой космос» студии «Тодес».

Вернисаж выставки мастеров современной керамики состоялся 11 июня. Среди ее участников – художники из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Калуги, Тарусы.

– Эта выставка – про космос внутри и вокруг нас. К теме космоса необязательно подходить прямолинейно. Это могут быть эмоции, впечатления, ассоциации, – считает куратор Ольга Равинская. – Керамика – многогранный материал, известный человечеству с древних времен. Художники работают с ним в разных направлениях: утилитарном, декоративном, внефункциональном. Для меня керамика объединяет очень многое: скульптуру, живопись, графику, архитектуру. Это синтез искусств. Того, кто увлекся керамикой, она уже не отпускает.

Как рождается работа? По-разному. Художник может долго вынашивать какую-то мысль, обдумывать форму, а иногда озарение приходит сразу, из какой-то сиюминутной ситуации. Часто и сам материал направляет его, подсказывает, как действовать дальше, ведь керамика – это еще и технология. Автор может возвращаться к работе не один раз. Так было, к примеру, с композицией Ольги Равинской «Планетарий».

– В 2015 году я впервые в жизни побывала в планетарии, — рассказывает художница. – Через какое-то время начала делать свои объекты. Выставила их и поняла, что чего-то здесь не хватает. Калужский фестиваль помог мне поставить в работе точку. Около двух месяцев я дорабатывала композицию, добавляла в нее детали.

Художница из Санкт-Петербурга Надия Миниахметова представила два ярких декоративных панно из «материнской» серии: «Календарь событий» и «Чаши терпения». Небольшие фрагменты лишь на первый взгляд кажутся одинаковыми как дни, когда ничего особенного не происходит, но каждый вечер маленькая чаша терпения наполняется бесконечными однообразными делами и маленькими неурядицами. Наверное, это близко и знакомо каждой женщине.

– Как мы можем визуализировать терпение? – говорит Надия. – Обычно говорят: «Переполнена чаша терпения». Так бывает, когда человеку приходится переживать болезнь, сложную жизненную ситуацию или еще какую-нибудь беду. А каждый день – маленькая чашечка. Потому что утром надо встать и начать все сначала: готовить завтрак, стирать и мыть, отводить на занятия детей и делать с ними уроки. Эта работа, наверное, о моей жизни. У меня трое детей. Бывает, хочется лепить, но некогда. Я понимаю – сделать что-то большое не получится, но беру маленький кусочек глины и делаю три квадратика. Появится еще время – я их покрашу. Это как вязание или шитье из лоскутков – ты делаешь каждый день понемногу, а потом собираешь что-то большое. Получается ода терпению, потому что ты не бросила, а довязала, дошила, долепила.

Калужская художница Ирина Левитина специально для выставки создала композицию «Межгалактический отдых»: мужчина и женщина отдыхают на островке между двумя «тарелочно-спиральными» галактиками, которые символизируют прошлое и будущее. Это аллегория жизни в моменте, о том, как важно иногда остановиться, позволить себе побыть в безмолвии и покое. А может быть, это первозданный рай и тарелки-галактики символизируют древо жизни и древо познания?

Изящна и лаконична работа Алены Зотовой «Невесомость»: белая фарфоровая фигурка на прозрачной стеклянной опоре как будто парит в воздухе. На морозные узоры похожа кристаллическая глазурь на декоративных блюдах Артура Бахтина. Выразительные фигуры Елены Гамбарян, вдохновленные летним Крымом, созерцают Млечный путь. Наталья Миодушевская посвящает свои работы теме возникновения всего сущего. Высокая ажурная конструкция, напоминающая скелеты кораллов, удерживается в равновесии каким-то чудом.

Диалог мастеров и зрителей продолжался на мастер-классах, которые прошли с аншлагом. Взрослые и дети осваивали приемы работы с глиной, приобщались к древнему ремеслу, которое включает в себя все стихии: землю, воду, огонь и воздух. Это помогает лучше узнать себя, привести мысли и чувства в равновесие. Вместе с Надией Миниахметовой лепили перец. Этот объект, жгучий, как пламя, и похожий своими очертаниями на ракету, вполне в духе тематики фестиваля, решила художница. К тому же в орнаментах разных народов перец – оберег, отгоняющий все плохое.

Целая очередь собралась, чтобы поработать за гончарным кругом под руководством художника из Еревана Григора Балбабяна. Почти у каждого участника мастер-класса это был первый опыт, и у всех он прошел по-разному. Кто-то подружился с глиной сразу, легко и быстро вытянув небольшую чашку или мисочку, кто-то трудился долго. Главное, говорит мастер, расслабиться и поверить в себя.


Екатерина Шевелева

Фото Антона Забродского