В ИКЦ прошла международная конференция по современному танцу «Code провинции»

В Инновационном культурном центре 1214 марта прошла вторая международная конференция по современному танцу «Code провинции».

– Полтора года назад на фестивале «Таврида Арт» мы выиграли грант, – рассказывает организатор конференции, руководитель Инновационного театра балета Ксения Голыжбина. – На эти средства поставили спектакль «Это тебя касается» и провели первую конференцию по развитию современного танца в регионах России. Мероприятие оказалось интересным и нужным, поэтому в 2021 году нас поддержало областное министерство культуры.

Критики, хореографы и танцовщики

– Кто участвовал в конференции?

– В Калугу приехали танцевальные и театральные критики, авторы и редакторы журналов «Балет» и «Театр», искусствоведы. Были руководители танцевальных трупп и хореографы, которые работают в самых разных сферах – от драматического театра до рекламы. Были танцовщики и перформеры, были люди, занимающиеся концептуальными направлениями современного танца, такими как site-specific.

В конференции участвовали звезды современного танца, известные в России и за рубежом. Среди них Ольга Пона, Челябинский театр современного танца, Елена Тупысева, директор театра «Балет Москва».

– О чем говорили?

– Программа была насыщенной и разнообразной, выступления спикеров шли нон-стоп. Мы узнали, как живут труппы современного танца в регионах России, как развивается современный танец в Европе, по каким принципам оценивают спектакли эксперты «Золотой маски». Вечер первого дня конференции посвятили кинотанцу.

– Что такое кинотанец?

– Так называют артхаусное кино в области современного танца. Эта сфера активно развивается, и нам она тоже очень интересна. С онлайн-лекцией выступила Ника Пархомовская, театровед, редактор журнала «Театр», куратор фестиваля «Кинотанец Weekend», который проходит в Александринском театре Санкт-Петербурга.

Танцы на завтрак, танцы на обед

– С теорией немного понятно. А какую программу вы предложили практикам?

– Мастер-классы для танцовщиков провели известные хореографы и педагоги. Был мастер-класс Александра Любашина, одного из разработчиков программ по современному танцу в Государственной консерватории им Н. А. Римского-Корсакова и Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Ярослав Францев (г. Уфа) ознакомил участников со своей авторской методикой Play Body Mind, которая включает элементы цигун и медитативных практик. Дарья Плохова, одна из основательниц танцевального кооператива «Айседорино горе», учила танцовщиков двигаться так, чтобы избежать травм и быстрого износа мышц и суставов. Екатерина Стегний провела мастер-класс по актерскому подходу в современном танце.

Секреты «Золотой маски»

– В конференции участвовала Анна Гордеева, эксперт «Золотой маски». О чем она рассказала?

– Она подняла больную тему: балет в этом конкурсе соревнуется с современным танцем. При этом маленький театр – такой, как наш, заведомо не может конкурировать с Большим театром. Это абсолютно разные «весовые категории». Есть и такой факт: когда спектакль для труппы ставит иностранный хореограф, у него больше шансов пройти отбор. Существует стереотип, что качество спектакля в этом случае лучше.

Наш комикс-балет «Klaus.True.Фобия» по мотивам произведений Франца Кафки вошел в лонг-лист «Золотой маски» в 2019 году. Это большой успех нашего молодого театра. Надеюсь, когда-нибудь мы станем лауреатами.

Главный вопрос

– И все-таки, что же это такое современный танец?

– Во время конференции проходила съемка фильма о современном танце в России, и мы задавали этот вопрос нашим спикерам – критикам, искусствоведам, хореографам. Среди множества ответов прозвучало всеобъемлющее и при этом краткое определение: «Современный танец – это философия и смысл жизни». Для меня это стопроцентное попадание.

– Можно ли сказать, что в современном танце возраст, физические данные и уровень подготовки не самое главное?

– Считается, что заниматься современным танцем можно независимо от физических данных. Если речь о занятиях в студии «для себя» – так и есть. Но для танцовщика профессиональной труппы тело – это инструмент, и чем лучше оно подготовлено, тем больше у него возможностей. Многие современные танцовщики прошли серьезную классическую школу и осознанно ушли в современный танец, потому что это другой подход к действию, другая система. Мы тоже нарабатываем технику, но следуем принципам психологии и естества.

– Есть ли в современном танце свои классики?

– Основательницей современного танца считают Айседору Дункан. Для своего времени она была новатором: опустилась с пальцев на пол, танцевала босиком, позволила себе свободно двигаться. Хосе Лимон, Марта Грэм, Пина Бауш, Лои Фуллер – это легендарные люди, когда-то перевернувшие мир танца. Но современный танец может быть только в настоящем времени, он происходит здесь и сейчас. Не бывает «старого современного» танца.

«Голубь мира»

– Каков для вас главный итог конференции?

– Я поняла, что мы делаем важное и нужное дело. В адрес организаторов прозвучала фраза: «голубь мира». Это значит, что мы пытаемся подружить различные сообщества. Нам удалось на одной площадке собрать «несовместимых» людей, и это очень круто – ведь все мы делаем одно дело и можем помочь друг другу его развивать.

Инновационный культурный центр – отличная площадка, которая может стать одним из центров развития современного танца в России. Во Франции, к примеру, известные хореографические центры разбросаны по всей стране, некоторые из них находятся в маленьких городах – Анже, Гренобле, Монпелье. Я думаю, это возможно и в Калуге, тем более что начало уже положено.

Екатерина ШЕВЕЛЁВА. Авторы фото Стас Максимов, Андрей Горлачев