В информационном океане

Как не утонуть в виртуальном потоке нашим детям?

Современный мир, казалось бы, стал удобнее. Не выходя из дома, мы можем работать  и зарабатывать, учиться, оплачивать коммунальные услуги, смотреть кино, слушать музыку, читать, следить в режиме реального времени за какими-нибудь процессами, общаться, знакомиться… Всё это неоспоримые плюсы цифровизации. Но, как известно, у любой медали две стороны.

С потоком генерируемой в виртуальном мире информации сложнее всего справиться детям. О том, как виртуализация влияет на молодежь и как взрослые могут контролировать этот процесс, рассказал Евгений Хропов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычного образования института международного образования МПГУ, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Новый тип мышления

Доказанный факт: молодое поколение мыслит и живет быстрее. Их мышление очень рационально. Дети обязательно спросят: зачем мне это знать, слушать? Или заявят: а мне это не пригодится!

Обилие информации формирует у молодежи пресловутый клиповый тип мышления. Достаточно посмотреть, какие ролики они снимают в том же «ВКонтакте» или на «Ютубе». Если раньше длительность кадра была 10 секунд, теперь она сокращена до трех. Так, в частности, работает реклама, но в рекламном ролике кадры объединяет сценарий, и три секунды сложены в общую картинку, связаны.

А ребята снимают ролики из набора трехсекундных кадров, которые ничем не объединены. По сути, это бессвязные информационные вспышки.

– У детей при быстроте мышления, рациональности (озвучь мне суть в двух словах) плохо работают причинно-следственные связи, логика, понятийность. Им трудно установить взаимосвязь каких-то компонентов. У них гораздо меньший объём памяти, чем у нас, но зато они лучше умеют искать информацию и имеют к ней более широкий доступ. Наша задача, как педагогов и вообще взрослых людей, –

учить их собирать из кусочков целое, анализировать, систематизировать. Если они этому научатся, они нам такую фору дадут! Но как их этому научить? Новое – хорошо забытое старое. Методика опорных конспектов Шаталова, например. Набор значков, которые придумываешь сам, объединенных связями, так можно представить любую информацию. Это схема, а схемы клиповому мышлению близки.

Поговорил бы кто со мной…

Замечено, что современные дети хуже говорят и плохо пишут, с большим трудом выражают связно свои мысли. Это тоже влияние сетей. Да что тут говорить, если даже мы, взрослые, все чаще общаемся короткими сообщениями – в соцсетях, в мессенджерах, используем смайлики и эмодзи. Мы отвыкли выражать эмоции с помощью слов, развёрнуто. Взять, к примеру, ленту «ВКонтакте». Читают те посты, в которых есть картинки и небольшое количество слов, на текстовые «простыни» люди время тратить не хотят. Текст вытесняется изображениями и видео. Письменная речь сокращается, значит, сокращается и устная. Как доказал психолог Лев Семенович Выготский, это усечение будет влиять на развитие. Что будет с ребенком, который с детства существует в этих коротких сообщениях? И если при этом он ещё и мало читает…

Другая проблема, связанная с общением, – сокращение взаимодействия в реальности. Жизнь и  виртуальность всё больше сливаются, соцсети становятся мощным фактором социализации, влияющим на становление личности и развитие общества. Дети, даже сидя рядом, пишут друг другу сообщения вместо того, чтобы поговорить, или, выходя гулять, утыкаются в телефоны, а не бегают и играют. И самое ужасное, что маленькому человеку этого может быть достаточно.

– В Сети человек создает себе некий образ. Он может быть абсолютно любым, никто его в этом ограничить не может. Если попытаешься ограничить, он тебя в черный список отправит, и всё. Создаются максимально комфортные условия, когда противоречий никаких нет. Выходя в реал, человек обнаруживает, что и он не такой, и окружающие какие-то не такие. Мы ведь не живем в комфортных условиях, каждый день сталкиваемся с противоречиями. Комфорт виртуального мира делает реальное отталкивающим. Виртуальное пространство создаёт иллюзию свободы, безнаказанности, стимулирует рост самомнения, при этом представляет собой эмоциональные качели, что ведет к выведению из равновесия.

В сетях нейросети

Сейчас мы переживаем бум интереса к нейросетям всех мастей. Нельзя открыть новостную ленту, например «ВКонтакте», чтобы не увидеть сообщение в духе: «Этот образ мне сделали с помощью такой-то программы. Я в восторге!» Они рисуют картинки, пишут тексты и музыку, пересказывают видео. Это большой соблазн – зачем думать своей головой, если за меня придумают, нарисуют, напишут, сыграют… Чем ценны написанная картина, хороший авторский текст, берущая за душу музыка? Человеком. Тем, чей талант, мысли, душа вложены. Создателем. Личностью. Машина личностью не станет, сколько ты ее не обучай. Она всё равно будет оперировать некоторым, пусть и весьма внушительным, объемом данных, которые ей кто-то предоставит, и компилировать эти данные в каком-то порядке. И это все равно не то, что рождается в собственной голове. Почему люди часто прохладно принимают экранизации произведений? Потому что не совпало. В голове лучше. Но это всегда напряжение сил, напряжение мысли.

– Мозг – ленивый орган. Любое наше действие – волевой акт. А нам всегда хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Своим ученикам я говорю: мне не важно, где вы найдете информацию. Но вы представьте мне ее, расскажите.

Потерянное поколение?

Как же справляться с этим информационным потоком и как учить детей, которые растут в этом потоке? Да, есть некие методики, цифровые  ресурсы вроде Учи.ру.,  открываются «Точки роста», Кванториумы, IT-кубы, профильные классы. Но это всё капли в море, потому что нужны глобальные шаги. Вспомогательные вещи есть, а  вот работа на уровне системы, уровне мышления, как она ведется?  Ведь, проблема ещё и в том, что, чем больше возрастной разрыв учителя и ученика, тем труднее искать общий язык с поколением, для которого виртуальная реальность почти родной дом.

– Молодежи с молодежью проще. Они имеют  общие факторы социализации и мыслят более-менее похоже. А вот разница между учителем и учеником, например, в 20 лет уже ощутима. При этом обновление кадрового педагогического состава идет медленно, особенно в высшей школе. Поэтому, конечно, нужна новая, молодая кровь.

Мы прекрасно понимаем, что виртуализация, цифровизация, компьютеризация случилась, и она никуда не денется. Она будет расширяться и углубляться. Нам надо в ней жить, учиться, учить, воспитывать. Надо вырабатывать правила «дорожного движения» для этой новой реальности и соблюдать их. Выбора у нас нет.

 

Подготовила Ярослава Григорьева