Фестиваль самостоятельных творческих работ артистов «Свой выбор» завершился постановкой Дмитрия Казанцева «Эквус» по пьесе знаменитого британского драматурга Питера Шеффера. Закрытый показ состоялся на малой сцене 15 февраля.
В основе сюжета – жутковатая история, которая произошла в маленьком английском городке. Алан Стрэнг, скромный 17-летний подросток, работает на конюшне. Неожиданно он совершает ужасный по своей жестокости поступок. Судья отправляет его из тюрьмы в психиатрическую клинику. Доктор Мартин Дайзерт пытается выяснить причины происшествия и попутно разобраться с собственным кризисом.
Смесь детектива и психологической драмы в свое время, в 70-е годы ХХ века, произвела на публику большое впечатление. В 1977 году ее экранизировали и, конечно, много раз ставили и продолжают ставить в театрах. В 2007 году роль Алана Стрэнга в одной из постановок исполнил Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в знаменитой киносаге.
Спектакль Дмитрия Казанцева начинается с кадров вестерна. Скачут лошади. Ковбои, отважные братья Систерз (в зале смех), решают любые проблемы при помощи доброго слова и револьвера. Видеоролик идет довольно долго. Кто-то из зрителей уже задумался, куда же он попал – в кино или в театр, и тут раздается звонок, и, повинуясь строгому женскому голосу, на сцену выходит Алан Стрэнг.
Спектакль – диалог-поединок Алана и доктора Дайзерта, двух Дмитриев – Трифонова и Казанцева. Поначалу юный психопат Алан одерживает над врачом верх и диктует ему свои условия: вопрос на вопрос, ответ на ответ. Чем-то это напоминает сцену из «Молчания ягнят». Герой Трифонова то откровенничает, то внезапно уходит в себя, то впадает в агрессию. В какой-то момент он доводит Дайзерта до срыва. Но торжествовать рано – возраст, жизненный и врачебный опыт помогают герою Дмитрия Казанцева переломить ситуацию.
Второстепенных персонажей пьесы зрители видят на экране. Доктор Дайзерт сидит за столом и задумчиво смотрит видеозаписи с монологами родителей Алана и хозяина конюшни, где он работал. Этот прием помогает режиссеру сделать спектакль лаконичным, сосредоточиться на главном конфликте, но не потерять нить сюжета, объяснить, как заварилась в голове пациента гремучая смесь из библейских текстов, вестернов, детских обид и пробуждающейся сексуальности. В больном сознании подростка рождается божество – Эквус (лат. – конь), ему он поклоняется, служит и, спасаясь от его всевидящего взгляда, совершает – уже в реальности – преступление.
Дмитрий Казанцев в большинстве сцен почти неподвижен, он произносит монологи своего героя глухим, хрипловатым голосом – видно, что доктор Дайзерт «выгорел». Только в сцене, когда ему удается разговорить своего пациента, Дайзерт движется вокруг Алана, и в этот момент он похож на баскетболиста, готового поймать мяч и отправить его в корзину.
Режиссер сохраняет интригу. Если зритель не познакомился с пьесой заранее и не видел фильм, он не знает, против кого совершено преступление. Неужели жертвой Алана стала девушка Джилл (ее роль исполняет Екатерина Буреничева)?
Доктор Дайзерт полон сомнений: во благо пациентам его вмешательство или, напротив, во вред? В кошмарных снах он видит себя жрецом, который приносит детей в жертву «богу нормальности». Ему кажется, что он «потрошит» их души и лишает их индивидуальности, вытаскивает детей из яркого мира болезненных фантазий в реальный мир – бесцветный и унылый, обрекает на скучную жизнь простых обывателей. И вот тут – опасное заблуждение, которое распространено и в наши дни. Оно заставляет многих людей годами жить со своими психологическими проблемами и даже психическими расстройствами. Человек боится, избавившись от боли, потерять себя. Это может привести к трагедии – и таких случаев, к сожалению, немало. На самом деле расстройство не равно самой личности. Болезнь не может быть «несущей конструкцией» – напротив, она разрушает личность. Перенося действие пьесы Питера Шеффера в наши дни, возможно, стоило сделать на это поправку. Но будем надеяться, что разумный зритель воспримет монологи доктора Дайзерта критически.
Екатерина Шевелева. Фото Виктора Кропоткина