В Калуге показали жуткую историю британского драматурга

Фестиваль самостоятельных творческих работ артистов «Свой выбор» завершился постановкой Дмитрия Казанцева «Эквус» по пьесе знаменитого британского драматурга Питера Шеффера. Закрытый показ состоялся на малой сцене 15 февраля.

В основе сюжета – жутковатая история, которая произошла в маленьком английском городке. Алан Стрэнг, скромный 17-летний подросток, работает на конюшне. Неожиданно он совершает ужасный по своей жестокости поступок. Судья отправляет его из тюрьмы в психиатрическую клинику. Доктор Мартин Дайзерт пытается выяснить причины происшествия и попутно разобраться с собственным кризисом.

Смесь детектива и психологической драмы в свое время, в 70-е годы ХХ века, произвела на публику большое впечатление. В 1977 году ее экранизировали и, конечно, много раз ставили и продолжают ставить в театрах. В 2007 году роль Алана Стрэнга в одной из постановок исполнил Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в знаменитой киносаге. 

Спектакль Дмитрия Казанцева начинается с кадров вестерна. Скачут лошади. Ковбои, отважные братья Систерз (в зале смех), решают любые проблемы при помощи доброго слова и револьвера. Видеоролик идет довольно долго. Кто-то из зрителей уже задумался, куда же он попал – в кино или в театр, и тут раздается звонок, и, повинуясь строгому женскому голосу, на сцену выходит Алан Стрэнг. 

Спектакль – диалог-поединок Алана и доктора Дайзерта, двух Дмитриев – Трифонова и Казанцева. Поначалу юный психопат Алан одерживает над врачом верх и диктует ему свои условия: вопрос на вопрос, ответ на ответ. Чем-то это напоминает сцену из «Молчания ягнят». Герой Трифонова то откровенничает, то внезапно уходит в себя, то впадает в агрессию. В какой-то момент он доводит Дайзерта до срыва. Но торжествовать рано – возраст, жизненный и врачебный опыт помогают герою Дмитрия Казанцева переломить ситуацию. 

Второстепенных персонажей пьесы зрители видят на экране. Доктор Дайзерт сидит за столом и задумчиво смотрит видеозаписи с монологами родителей Алана и хозяина конюшни, где он работал. Этот прием помогает режиссеру сделать спектакль лаконичным, сосредоточиться на главном конфликте, но не потерять нить сюжета, объяснить, как заварилась в голове пациента гремучая смесь из библейских текстов, вестернов, детских обид и пробуждающейся сексуальности. В больном сознании подростка рождается божество – Эквус (лат. – конь), ему он поклоняется, служит и, спасаясь от его всевидящего взгляда, совершает – уже в реальности – преступление.

Дмитрий Казанцев в большинстве сцен почти неподвижен, он произносит монологи своего героя глухим, хрипловатым голосом – видно, что доктор Дайзерт «выгорел». Только в сцене, когда ему удается разговорить своего пациента, Дайзерт движется вокруг Алана, и в этот момент он похож на баскетболиста, готового поймать мяч и отправить его в корзину. 

Режиссер сохраняет интригу. Если зритель не познакомился с пьесой заранее и не видел фильм, он не знает, против кого совершено преступление. Неужели жертвой Алана стала девушка Джилл (ее роль исполняет Екатерина Буреничева)?

Доктор Дайзерт полон сомнений: во благо пациентам его вмешательство или, напротив, во вред? В кошмарных снах он видит себя жрецом, который приносит детей в жертву «богу нормальности». Ему кажется, что он «потрошит» их души и лишает их индивидуальности, вытаскивает детей из яркого мира болезненных фантазий в реальный мир – бесцветный и унылый, обрекает на скучную жизнь простых обывателей. И вот тут – опасное заблуждение, которое распространено и в наши дни. Оно заставляет многих людей годами жить со своими психологическими проблемами и даже психическими расстройствами. Человек боится, избавившись от боли, потерять себя. Это может привести к трагедии – и таких случаев, к сожалению, немало. На самом деле расстройство не равно самой личности. Болезнь не может быть «несущей конструкцией» – напротив, она разрушает личность. Перенося действие пьесы Питера Шеффера в наши дни, возможно, стоило сделать на это поправку. Но будем надеяться, что разумный зритель воспримет монологи доктора Дайзерта критически.

Екатерина Шевелева. Фото Виктора Кропоткина