С 1 января 2022 года на Федеральную налоговую службу России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Однако уже с 1 июля 2021 года ФНС России оказывает эту услугу для «бесшовного» перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) к соответствующей безвозмездной государственной услуге. Кроме того, срок действия выпущенных коммерческими АУЦ квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 года.
Как сообщили в инспекции ФНС России по Московскому и Ленинскому округам Калуги, получить квалифицированную электронную подпись ЮЛ, ИП и нотариуса сможет лично лицо, действующее без доверенности от имени организации, лично индивидуальный предприниматель и нотариус в аккредитованном удостоверяющем центре ФНС России (получение электронной подписи ЮЛ, ИП и нотариуса по доверенности законодательством не предусмотрено) за исключением:
— квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, не кредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
— квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
— квалифицированную электронную подпись физических лиц, в т. ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об электронной подписи.
Для получения электронной подписи в УЦ ФНС России необходимы следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность;
— СНИЛС;
— носитель ключевой информации (токен) для записи сертификата и ключа электронной подписи;
— документацию на ключевой носитель информации — сертификат соответствия ФСТЭК или ФСБ России, например: Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart – сертификат соответствия ФСТЭК России. В случае применения носителя со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ), например: РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ — формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. Можно использовать скан-копию сертификатов соответствия с сайтов ФСТЭК или ФСБ России или производителей носителей ключевой информации.
Услуга по выдаче квалифицированной подписи предоставляется в операционных залах налоговых органов Калужской области.
Усиленная квалифицированная электронная подпись, в соответствии с законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться во всех взаимоотношениях гражданско-правового характера. Данный вид электронной подписи применяется в рамках юридически значимого электронного документооборота.
Электронная подпись используется на всех электронных площадках и сервисах. При предоставлении налоговых деклараций (расчетов):
— через операторов электронного документооборота
— через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» на сайте www.nalog.gov.ru