В погоне за миллионом

В драмтеатре с аншлагом прошла премьера спектакля «Золотой теленок»

Вторую часть театральной дилогии по романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова поставил главный режиссер Роберт Манукян. Первую ее часть – «12 стульев» – зрители впервые увидели в прошлом году.

Дежавю

В театр лучше приходить заранее, чтобы не пропустить концерт в зеркальном фойе. Этот прием для погружения зрителей в атмосферу спектакля прекрасно зарекомендовал себя в «12 стульях». Не обошлось и без благотворительного аукциона в антракте. В этот раз Александр Кривовичев продал с молотка фигурку золотого тельца.

Автор декораций – нижегородский художник Борис Шлямин. Главной его идеей стал поезд: справа и слева расположились железнодорожные вагоны, в центре – жесткие деревянные лавки, как в пассажирском салоне старых электричек. Когда действие переносится в черноморский парк, на сцене появляются пальмы, белая арка и качели.

Режиссер пытается объединить части дилогии в единое целое, вводя уже знакомых зрителю героев, и это не только Остап Бендер в исполнении Игоря Кумицкого и писатели-соавторы (Дмитрий Денисов и Кирилл Бессонов). На сцену вновь выходят Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Владимир Прудников) и знойная женщина мадам Грицацуева (Светлана Никифорова), а также милиционерша, одноглазые шахматисты (теперь – посетители «Геркулеса») и прочие персонажи.

В спектакле много музыки и танцев. Мечта о Рио – зажигательная румба в окружении знойных красавиц, неожиданное фиаско – танец с противогазами, выступление певиц в ресторане и страстное па-де-де Остапа и его экс-супруги, которое закончилось для великого комбинатора печально.

Невозможно вместить весь роман в трехчасовой спектакль. От каких-то эпизодов пришлось отказаться, что-то адаптировать к условиям сцены. Чтобы сделать повествование более последовательным, режиссер активно использует монологи и закадровый текст. Рассказывают о своей непростой судьбе Козлевич (Кирилл Бессонов) и Корейко (Дмитрий Денисов). У Бессонова и Денисова – по две заметные роли: писатели Ильф и Петров и их персонажи.

Смешно и ещё смешнее

Крылатые фразы из романа зрители сразу узнают и на них реагируют. В наиболее комичных моментах, как закадровый смех в сериале, звучит одна и та же музыкальная фраза. В какой-то момент это начинает раздражать.

Режиссерская фантазия добавляет героям дополнительную характерность – иногда получается удачно, иногда – избыточно, как черная монобровь у «нежной и удивительной» Зоси Синицкой (Елена Короткова). В психиатрической больнице собирается очаровательная компания мнимых больных. К симуляции они подходят творчески. Костюмы из газетных листов поверх пижам хороши, а спор о том, чей бред лучше, вызывает в зале оживление. А вот к речи профессора Титанушкина, роль которого исполняет заслуженный артист России Сергей Корнюшин, режиссер зачем-то добавляет чириканье – видимо, давая понять, кому именно в больнице самое место. Избавившись от «психов», светило поддается романтическому порыву и обращает внимание на коллегу-докторшу (Ирина Шуркина).

Количество любовных линий и многоугольников не уступает количеству музыкальных номеров. Кроме главных героев это и Титанушкин с докторшей, и завывающий сиреной товарищ Полыхаев с секретаршей (Сергей Вихрев и Ольга Петрова), которая выходит из его кабинета, демонстративно поправляя костюм. Сотрудники «Геркулеса» в спектакле – женщины и, по-видимому, тоже не обделены вниманием начальника.

Во втором действии совершенно неожиданно появляется чета Лоханкиных (Ирина Желтикова и Ярослав Орляченко) и инженер Птибурдуков (Сергей Соболев). «Вороньей слободкой» режиссеру пришлось пожертвовать, так что персонажи появляются ниоткуда, разыгрывают в ресторане трагикомическую сцену и уходят. Лоханкина в таком расхристанном виде в ресторан, пожалуй, и не пустили бы.

Два комбинатора и вождь

У Корейко в исполнении Евгения Евстигнеева в знаменитом фильме Михаила Швейцера ощущается необыкновенная сила характера. Не стоит ждать такого же прочтения образа от других режиссеров и актеров – каждый имеет право на собственную трактовку. У Роберта Манукяна Корейко очень обаятелен, и за это Зося могла бы, пожалуй, простить ему маленькое жалование. Он прекрасно валяет дурака в сцене, когда Бендер пытается ему вернуть отобранные деньги, и откровенно потешается над Остапом. Но возможно ли без «железного стержня» внутри стать подпольным миллионером?

Главному герою – изобретательному, расчетливому и ироничному до желчности, возможно, не достает жизнелюбия и легкости – и танцы и перья тут ни при чем. У Ильфа и Петрова Остап, упустив Корейко, попадает в газоубежище. Здесь он встречает Балаганова и Паниковского и узнает историю с «золотыми» гирями. Есть эта сцена и в спектакле, но без того искреннего, оглушительного смеха, который заставляет всех замолчать и оглянуться.

Роберт Манукян в этой постановке снова вышел на сцену в роли товарища Сталина. Он и решает судьбу главного героя, определив «свободного художника» в управдомы. И опять артисты бодро выходят на поклон под «Марш энтузиастов». Над их головами – незаконченные советские лозунги разных лет. «Нынешнее поколение будет жить!» – это действительно жизнеутверждающе.

 

 

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото Виктора Кропоткина