В школе – время перемен

В системе отечественного образования наконец-то происходят качественные изменения.

Всерьез за школу взялись еще в прошлом году: в закон «Об образовании» внесены поправки, согласно которым это больше не просто «учреждение, оказывающее образовательные услуги», в систему образования в полной мере возвращается воспитание. На днях стало известно, что Комитет Государственной Думы по просвещению предложил внести очередные поправки, согласно которым все школы России будут работать по единому «золотому стандарту», будет единая программа и единые учебники для всех.

Дождались

Не знаю, как для вас, а для меня эта новость стала долгожданной и обнадеживающей. В силу обстоятельств старшему сыну пришлось сменить несколько учебных заведений. В каждой школе ему приходилось не только адаптироваться в новом коллективе, но и подстраиваться под новую учебную программу. В итоге в 9-м классе для многих ребят это вылилось в дополнительную досдачу предметов:  разницу в программах обучения пришлось устранять, чтобы получить аттестат.

Да и в целом отсутствие единого стандарта, различные учебники вносят сумятицу и в без того непростой образовательный процесс. Особенно это чувствуется в начальной школе. Например, мы столкнулись с тем, что в третьем классе нового учебного заведения только  начинали учить таблицу умножения, тогда как там, откуда мы перевелись,  умножать и  делить ребят учили еще во втором классе. Да, в этой ситуации нам, можно сказать, повезло: сработали на опережение. Но сын откровенно скучал на уроках. А если бы было наоборот? Пришлось бы нагонять ускоренными темпами, что для ребенка, сменившего коллектив, – дополнительный стресс.

В старших классах ситуация не лучше. Например, в некоторых школах в 7-м классе изучают музыку и ИЗО, причем программу определяет сама школа. А если ты перевелся из той, где рисовать и петь закончили в 6-м классе, придется досдавать предметы. Но больше всего сложностей, безусловно, вызывают разные программы по таким предметам, как алгебра, геометрия, физика, русский язык, литература и история. И трудности здесь не только для детей, но и для педагогов, особенно для классных руководителей, которые вынуждены заполнять по этому поводу кучу бланков, определять на педсоветах, по какой программе и методике школа будет учиться в этом году, подтягивать отстающих по причине перевода детей. И, кроме того, они еще должны успеть подготовиться к новому учебному дню, проверить домашние задания, провести классные часы и открытые уроки.

Следующий год в России объявлен Годом педагога и наставника. Это говорит о том, что преобразования, которые сегодня происходят в системе образования, будут продолжены. Они призваны возродить престиж профессии учителя, вдохнуть в школу новую жизнь. Именно в школьные годы каждое поколение получает ту основу, которая определяет его дальнейший жизненный выбор. Школа – это основа будущего,  она должна быть крепкой.

Педагоги поддерживают

Оксана Милованова, директор школы № 13, председатель региональной Общественной палаты:

– Обсуждение поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» активно проходит на профессиональных площадках, в экспертных и родительских сообществах.  Так, 30 июня состоялось широкое обсуждение поправок на площадке Общественной палаты РФ, в котором приняли участие представители Министерства просвещения РФ, общественных объединений, руководители и педагоги школ. Поправки, предложенные комитетом Госдумы РФ по просвещению и поддержанные министерством просвещения, направлены на создание единого образовательного пространства. Вносимые предложения дают ответ на два основных вопроса: чему должна учить современная российская школа и в каких условиях организовать обучение? То есть каково должно быть содержание учебных программ, образовательной деятельности и как создается единое образовательное пространство. Предлагается принять единый, «золотой» стандарт образования для всех школ страны  и закрепить его как нормативно-правовой акт. Сейчас школы при организации образовательной деятельности работают на основе примерных образовательных программ, которые дают большую вариативность школе. Введение единой обязательной программы и единых рабочих программ по предметам  создаст общее образовательное пространство для всех школ. Этому же способствует и создание единой линейки учебников. Как уже говорили, сегодня нередко встречается ситуация, когда ученик, переходя из одной в школы в другую, даже в одном городе, оказывается в ситуации неопределенности: учиться приходится по разным учебникам, учебный материал изучается в разной последовательности. Например, одна и та же тема по биологии может в разных школах изучаться в разных классах. Это создает сложности при переходе ученика даже из класса в класс, не говоря уже о переводе из одной школы в другую, зачастую снижает, особенно на этапе перехода, его учебные результаты, приводит к дополнительным нагрузкам, так как нужно «догонять» не изученный ранее материал. На устранение таких моментов в первую очередь и направлено создание «золотого стандарта», единых программ и единой линейки учебников. Снижает это и нагрузку на учителя, так как при введении такого подхода будет разработан единый выверенный методический контент, позволяющий быстро и эффективно подготовиться к уроку, не писать объемные, многостраничные рабочие программы, а ориентироваться на один установленный нормативно документ.

Важно, что составители «золотого стандарта» ориентированы на лучшие эффективные практики отечественного образования, фундаментальное образование. При этом единство подходов не отменяет индивидуального почерка педагогического коллектива или отдельного учителя. У школы остается возможность «надстройки» базы, фундамента сверх программы, что актуально, например, для классов профильной направленности.

В целом введение «золотого стандарта» направлено на создание равных условий получения качественного образования всеми детьми, вне зависимости от места проживания, перехода из одного образовательного учреждения в другое. Обеспечит он и преемственность при переходе на новый уровень образования, особенно из дошкольного в начальную школу.

Комплексная работа

По словам депутата Государственной Думы РФ Геннадия Скляра, российская школа, образование наконец-то начинают переживать ренессанс:

– В прошлом году начата очень важная работа по возвращению к лучшим традициям российской школы. Мы внесли изменения в закон «Об образовании», который четко определяет, что школа – это не химчистка и не парикмахерская,  оказывающая какую-то услугу, пусть даже названную образовательной, это духовно-образовательный центр. Конечно, предстоит очень серьезная, большая работа, чтобы школа становилась действительно таким центром. Речь и о новых учебниках, и о том, чтобы образовательные учреждения объединяли образование и воспитание. Нам всем необходимо, чтобы общественный статус школы, общественный статус учителя поддерживался и постоянно повышался. Нужно, чтобы школа была в центре внимания, чтобы у учителя была достойная зарплата, комфортные условия работы, которые позволяли бы заниматься, прежде всего, прямым делом – обучением и воспитанием. И, уверен, единый образовательный стандарт значительно облегчит труд педагогов. Да, перемены не наступят по мановению палочки. Нам предстоит серьезно снизить бюрократический груз, многочисленную отчетность, которая, по сути, поработила школу.   

Сегодня изменения происходят не только в сфере преподавания образовательных дисциплин, но и в воспитании. Недавно принято решение о создании единой всероссийской детско-юношеской организации. Необходимо наладить ее тесное взаимодействие с другими детскими организациями и с самой школой. Предстоит также вернуться к лучшим традициям работы с родительской общественностью и наладить работу с представителями бизнеса. Чтобы шефство над школой, оказание ей материальной поддержки стало вновь почетным.

Предстоит сделать очень многое не только в части принятия законодательных норм, а в том, чтобы на практике в нашей жизни школа была в центре внимания.

Ольга Смыкова. Фото автора