В школу как на праздник

В Год педагога и наставника мы начинаем рубрику, посвященную калужским учителям.

Сегодня мы расскажем о Вере Васильевне Шамойловой, чей педагогический стаж перевалил за полвека.

 

Она с детства знала, что будет преподавать.

От пионервожатой  до завуча

Вера Васильевна трудится в 23-й городской школе. Последние 28 лет ее работа связана с калужскими общеобразовательными учреждениями. А первая половина ее педагогического пути прошла в других городах нашей страны.

Когда начался ее педагогический стаж? Вера Васильевна считает, что еще в восьмом классе школы, когда учителя активно привлекали ее к работе пионервожатой. Сообразительная и активная помощница очень хорошо справлялась с ролью лидера и организатора мероприятий для младших школьников.

Большая семья, в которой было семеро детей, сначала жила в Жиздринском районе, а затем перебралась в Мещовск. В детстве Вера была очень любознательной и нисколько не сомневалась, что станет учителем. Поэтому по окончании школы без колебаний подала документы в Кондровское педагогическое училище.

Затем ее и других студентов перевели в открывшееся Мещовское педучилище. На четвертом курсе она успешно сдала экзамены в калужский пединститут.

Свою трудовую биографию Вера начала старшей пионервожатой. Затем исполняла обязанности освобожденного школьного секретаря райкома комсомола.

Вместе с мужем-военным они переехали в Азербайджан. В Баку Вера Васильевна несколько лет трудилась воспитателем детского сада. Это только кажется, что с малышами ладить проще. На самом деле,  тот,  кто прошел эту школу, сможет работать с любой возрастной категорией. Начинающий педагог быстро вписалась в коллектив детского сада. Благодаря вожатской закалке у нее не было страха и скованности перед детьми.

Затем супруг был командирован в Саратов. Там Вере Васильевне выпало осваивать новую программу обучения шестилеток.

Приехав в Калугу в девяностые годы, Шамойлова нашла место учителя в калужской прогимназии. За успешную деятельность в этот период Вере Васильевне присвоили звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

На стороне ученика

Вера Васильевна подмечает разницу между разными поколениями детей. По ее наблюдениям, если раньше педагог был для учеников непререкаемым авторитетом, то сегодня ребята уверены, что в некоторых вопросах знают больше. Они лучше технически подкованы, информированы, тем важнее для учителя быть на их волне и поддерживать свои знания на высоком уровне.

У Веры Шамойловой это получается. Директор 23-й школы Андрей Николаевич Капалин говорит о ней как о творческом педагоге, который, несмотря на возраст, стремится учиться, с готовностью осваивает технические новшества.

А еще Вера Васильевна всегда приходит на работу в хорошем настроении и этим подает пример молодым педагогам. По ее словам, она не любит… каникулы. В это время она вспоминает о недомоганиях и вновь ждет встречи со своими отличниками и хулиганами.

– Я не боюсь детей со сложным характером, они ко мне прислушиваются, я их понимаю, – говорит учитель.

За ее долгую педагогическую деятельность были случаи, когда приходилось поручаться за детей. Она брала на перевоспитание старшеклассников, которым грозило исключение из школы. Почти во всех случаях педагог старается стать на сторону ученика.

С родителями своих воспитанников Вера Васильевна отлично находит общий язык. Но их тоже иногда приходится воспитывать, и большинство относится к ее «выговорам» с пониманием. В практике был случай, когда в школу пришлось вызвать папу одного зазнавшегося ученика. Его отец служил генералом, но это никак не отразилось на характере разговора с ним. Беседа оказалась очень продуктивной, после чего парень изменил свое поведение.

С выпускниками у Веры Васильевны очень теплые отношения. Она поддерживает с ними связь в соцсетях. К примеру, недавно из переписки учитель узнала, что один из ее учеников получил медаль «За отвагу».

От сердца к сердцу

Моя собеседница считает, что воспитание в школе должно быть в приоритете:

– Мы, учителя со стажем, ни на минуту не забывали и не забываем об этом.

Иначе не получится вырастить достойных граждан, любящих большую и малую родину. По мнению учителя, очень важно, чтобы наставник не мешал детям двигаться вперед, но при этом направлял их в нужное русло.

Такие люди, как Вера Шамойлова, являются примером и кладезем опыта для молодых педагогов. Татьяна Романовна Щербина совсем недавно пришла в 23-ю школу и работает с Верой Васильевной в одном классе в разные смены. О своей напарнице она отзывается как о добром, отзывчивом, но строгом педагоге, который часто помогает советом, своим методическим багажом.

Кстати, в этой школе трудится и дочь Веры Васильевны. Получается, она стала родоначальницей учительской династии – и не мудрено: всем, кто ее знает, невольно передаются ее энергия и любовь к профессии.

Елена ГУСЕВА

Фото Антона Забродского