Вадим Витьков: «Экономика перевозок на пределе»

Как идут преобразования в сфере общественного транспорта и помогут ли модернизации Управления калужского троллейбуса новые тарифы. Директор МУП «УКТ» Вадим Витьков подводит итоги реформы, начавшейся в прошлом году.

«Мы выбираем, нас выбирают»

С 1 октября 2020 года в Калуге заметно изменилась система пассажирских перевозок. Началось с маршрутов по северным направлениям в соответствии с конкурсом, который выиграло муниципальное предприятие «УКТ». Для этого приобретено в лизинг 60 новых транспортных средств: 19 из них – большой вместимости, 41 – средней. Это новые комфортабельные красивые автобусы. Все они с правом льготного проезда, системой безналичной оплаты, оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Интервал теперь рассчитывают по времени выезда каждого автобуса с конечных остановок. Маршруты с Северного в обязательном порядке заходят в микрорайон Кубяка.

– Того количества транспортных средств, которые мы запустили на северном направлении, вполне достаточно, чтобы людям было комфортно ездить. Везде есть ГЛОНАСС, топливные датчики. И все это делает пользование транспортом более удобным. Кстати, об этом говорит наш постоянный мониторинг в социальных сетях, – рассказал директор МУП «УКТ» Вадим Витьков.

Расширяя штат, управление берет и водителей частных перевозчиков. На новом месте шоферы не мотивированы ездить с нарушениями, обгоняя, подрезая, проскакивая на желтый свет, лишь бы доехать побыстрее и заработать побольше денег. Хотя, как признается руководство УКТ, у многих эта привычка осталась с «маршруточных» времен, но с этим борются. Напомним, муниципальную транспортную реформу, начавшуюся в прошлом году на северных маршрутах, планируется продолжить на Правобережье. На эти маршруты должны выйти около 80 новых автобусов.

Исходя из потребностей жителей

Сегодня парк Управления калужского троллейбуса состоит из 100 троллейбусов и 118 автобусов. В нем работают порядка 900 человек. Сложностей и проблем хватает. Например, предприятие нуждается в модернизации подвижного состава, обновлении материально-технической базы, в новых запчастях, которые за последние четыре года заметно подорожали. Поднялись цены на топливо и электричество.

– Мы модернизировали маршруты северного направления в сложном 2020 году. И готовы продолжить реформу на других направлениях, например на Правобережье. Для этого у нас есть все необходимое: кадры, опыт, детальная проработка маршрутов и расписания. Наша команда обладает достаточными компетенциями, чтобы сделать систему общественного транспорта современной, комфортной, логичной и удобной. Дело за техникой и финансами, – утверждает Витьков.

Он не скрывает, что во многом рассчитывает на возможность получения федерального инфраструктурного кредита, позволяющего городу приобрести новые автобусы на газомоторном топливе, чтобы воздействие на окружающую среду было минимальным. Но и это еще полдела. В дальнейшем троллейбусы и автобусы необходимо рационально обслуживать, ремонтировать, осуществлять регулярное, удобное для людей движение, исходя не из коммерческой привлекательности того или иного направления, а отталкиваясь от реальных потребностей жителей.

– А вот для этого нужна нормальная экономика, экономически обоснованный тариф, позволяющий поддерживать на должном уровне текущую деятельность предприятия. И тут без его повышения не обойтись, – уверен он.

Напомним, тариф на проезд в общественном транспорте в нашем городе – один из самых низких в Центральном федеральном округе и не менялся уже четыре года.

Денег нет, но вы держитесь

Так поможет ли дальнейшей модернизации сферы общественного транспорта введение новых тарифов? Витьков в этом уверен на все сто. По его мнению, дальнейшее расширение маршрутов движения муниципального транспорта, о чем, кстати, мечтают и просят и сами калужане, сталкивается с проблемой нехватки средств на приобретение новой, современной автотехники. Кстати, об этом немало говорили на областном и на местном уровнях, а воз, как говорится, и ныне там.

Он напомнил, что предыдущая предельная стоимость установлена в 2017 году и составляла 19 рублей для троллейбуса и 22 – для автобусов. С тех пор увеличились цены на все: бензин, дизельное топливо, электричество, запчасти. Только тариф на проезд на общественном транспорте остался неизменным.

– Вот вам элементарная задачка: цена поездки до Северного составляет 22 рубля, чтобы туда доехать, автобусу условно нужен один литр дизеля. В апреле 2017 года на эти 22 рубля можно было купить как раз этот литр. В сентябре 2021-го на эти 22 рубля можно купить только пол-литра топлива. Но автобусу по-прежнему нужен один литр до Северного. Вопрос: ему доезжать до Середы и разворачиваться на полпути? Или добавить в бак пол-литра воды? У меня нет ответа в рамках 22 рублей, которые платит пассажир, – говорит Витьков.

Да, с точки зрения выполнения социальной функции перед населением любого государства это правильный ход. В то же время перевозчик продолжает нести затраты по рыночным ценам: ведь скидку на социальную функцию УКТ не делают, а доходы выходят далеко не рыночные.

– Попробуйте предложить какому-либо строителю построить жилой дом по ценам 2017 года или купить в магазине продукты по ценам четырехгодичной давности. На вас в лучшем случае посмотрят как на не очень вменяемого человека. Так почему мы думаем, что на перевозки общие законы экономики не распространяются? – аргументировал свою позицию Витьков.

Основным источником формирования прибыли управления является оплата проезда пассажирами, и этот механизм, по его словам, необходимо пересмотреть.

По мнению Вадима Витькова, реакция калужан на повышение стоимости проезда была бы менее болезненной, если бы тариф повышался не раз в четыре года, а ежегодно индексировался на уровень официальной инфляции.

«При нынешнем тарифе трудно говорить о дальнейшем развитии общественного транспорта и реализации реформы в транспортной сфере».

Александр ТРУСОВ. Фото Управления калужского троллейбуса