Воспитание самостоятельности

Это искусство постепенно отпускать ребенка, принимать его взросление и способность иметь свою точку зрения, способствовать его инициативе, выбору решения и несению ответственности за свои действия, приобретению опыта, в том числе давать возможность делать ошибки и извлекать из них пользу.

  Без нравоучений и нотаций

 Выбирайте обучающую позицию, а не оберегающую (опекающую).Посмотрите видео, как медведица учит медвежонка лезть на гору: она не тащит его за шиворот, не подталкивает сзади, а сначала показывает, как подняться, и смотрит, искренне переживая его падения, но ждет наверху.

Задача – научить жить самостоятельно. Подумайте, каким хотите видеть своего ребёнка в будущем. Какие качества в нем надо воспитать, чему научить. Учитывайте возраст, способности и создайте условия для освоения новых навыков, например завязывания шнурков, езды на самокате…

Создавайте посильные для него дискомфортные условия, при которых он будет в чем-то нуждаться и стремиться развивать свою самостоятельность.

Если ребенок обращается к вам за помощью, помогите в том, что он не может сделать сам, объясните, как сделать то или иное действие своими силами, но не выполняйте вместо него. Важна вера в своего ребенка!

 Поддерживайте и помогайте в преодолении трудностей. Дети нуждаются в одобрении и поощрении к сложной деятельности.

Отмечайте не способности, а их старания! Хвалите не только за результат, но и за приложенные усилия: «Ты много тренируешься, и это дает результаты», «Здорово, ты старался! Как думаешь, почему так получилось?»

Хвалите за достижения, даже несущественные. Ребенок обретает уверенность в себе и своих возможностях, это побуждает дальше проявлять самостоятельность.

Позволяйте ошибаться. Ведь это опыт, из которого можно извлечь уроки: «Чему ты можешь научиться у этой ошибки?» Учите смотреть на ситуацию со стороны и искать разные способы решения: «Как думаешь, можно ли сделать по-другому?» и вдохновите его попробовать снова.

Поощряйте ребёнка в достижении поставленных целей: например, прочитать книгу, раскрасить до конца картинку в раскраске.

Учите грамотно подходить к проблемам: определиться с целями, увидеть препятствия, которые мешают достичь задуманного, и минимизировать их. Все это можно сделать в доверительном разговоре, например по пути на дачу.

 Поощряйте инициативу.Иногда взрослые могут способствовать инициативе, создав видимость желаемого: «Коля, вижу, что ты начал собирать железную дорогу. Ты в этом спец. Давай потом сфотографируем, что у тебя получится, и отправим дедушке. Все-все, не мешаю…»

Если инициативу проявляет подросток, ответьте на два вопроса: это опасно для здоровья? это повлечет за собой необратимые последствия? При двух отрицательных ответах разрешите ему попробовать, а сами подумайте, как его поддержать, если что-то пойдет не так. Например, поделитесь своим опытом в подобной ситуации или задайте наводящие вопросы, которые помогут в решении задачи. Если это опасно для здоровья и критично для жизни – объясните, почему этого делать не стоит.

 Интересуйтесь желаниями и предпочтениями. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен знать, чего он хочет, и учиться самостоятельно принимать решения. Желательно ставить его перед выбором. Например, предлагайте на выбор две футболки или два платья. Задавайте вопросы, чтобы понять его точку зрения. Проявляйте больше любопытства (почему он это делает?), а не осуждения. Любопытство поможет понять его опыт, а затем выразить сочувствие к проблемам, тогда ребенок продолжит делиться своими сложностями.

 Следите за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет определить, что ему действительно интересно, а не навязано родителями или педагогами.

 Подавайте позитивный пример. Глядя на вас, дети учатся решать задачи. Признавайте свои ошибки. Показывайте то, чего хотите от ребенка. Это будет негласное развитие самостоятельности и влияние без нравоучений.

Развитие самостоятельности идет в собственном для каждого ребенка темпе. Не нужно его торопить. Это процесс серьезный, глубинный и непростой.

Шаг за шагом

Самостоятельность желательно развивать тогда, когда ребенок начинает проявлять автономность в решении каких-то вопросов. Психолог Елизавета Филоненко в книге «Дети без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» выделяет стадии развития этого важного качества:

 ребенок наблюдает за действием родителей;

 начинает помогать;

 делает сам, а родители помогают;

 делает самостоятельно, но ещё нуждается в контроле и напоминании;

 ребенок делает полностью самостоятельно.

Привлекайте к домашним обязанностям.

Ребенок – полноценный член семьи, и необходимо выделить ему зону, за которую он сможет отвечать. Обычные бытовые умения, посильные задачи (накрыть стол, помыть посуду, сходить в магазин…) помогут ему ощущать свою значимость в семье. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем – только напоминать, и в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность. Вовлекайте его в процесс принятия решений: советуйтесь с ним, например, что купить к ужину или какой подарок выбрать старшему брату. Обсуждение домашних дел позитивно сказывается на формировании его самооценки.

«Самостоятельность складывается из веры в свои силы, смелости, умения выбирать (различать хорошее от плохого) и брать на себя ответственность. Если не развиты разум и нравственность, то этот выбор может быть ошибочным. Внутреннее осознание самостоятельности происходит, если воспитывают в личности нравственность, культуру, мировоззрение, отношение, ответственность, расширенное сознание».

Шалва Амонашвили, педагог

 

По материалам регионального Центра общественного здоровья и медпрофилактики подготовила

Елена АНШУКОВА

Фото из открытых источников