Всё наоборот, кроме главного

Всё наоборот, кроме главного

В драмтеатре начался двухнедельный сказочный марафон

Спектакль «Королевство кривых зеркал» по мотивам повести Виталия Губарева поставил Игорь Кумицкий.

Предпремьерный показ прошел в непривычном формате. Обычно на него приглашают «своих» – коллег, друзей, родственников. В этот раз в зале были самые настоящие зрители – семьи участников специальной военной операции.

Книга «Королевство кривых зеркал» вышла в 1951 году, знаменитый фильм Александра Роу поставлен в 1963-м – на них росли бабушки и дедушки нынешних юных зрителей. Теперь у разных поколений есть еще одна тема для семейного общения – обсудить спектакль и вспомнить те далекие времена.

Школьница Оля – славная девочка, но с ленцой, рассеянная и забывчивая. «Вот бы тебе посмотреть на себя со стороны», – говорит ей любящая бабушка. И такая возможность тут же появляется. Оля попадает в сказочное Королевство кривых зеркал, где встречает своего двойника –

Яло. Им предстоит пережить немало приключений, спасти осужденного на казнь зеркальщика Гурда и победить злых интриганов-министров, проявив не только ум и ловкость, но и доброту.

Олю и Яло играют два актерских состава – взрослый и детский. Юные актрисы Валентина и Антонина Кузнецовы отлично справились с задачей, как и их старший брат Василий, исполнивший роль Гурда. Их участие придает сказке особое очарование. Они совершенно естественны, прекрасно двигаются на сцене, поют и танцуют, органично взаимодействуют с партнерами. Может показаться, что  сыграть «самих себя» просто, но это труд, требующий профессиональных навыков. Творческая династия Кузнецовых продолжается, и это замечательно.

«Королевство кривых зеркал», как и прошлогодняя сказка Игоря Кумицкого «По щучьему велению», – буйство цвета и света, видеоэффекты, много музыки и танцев. Тут нет места лаконичному минимализму, все «по-настоящему». Декорации Людмилы Некрасовой переносят героев и зрителей на королевскую кухню и в тронный зал, в замок Анидаг и Башню смерти. Костюмы Оксаны Богданович помогают артистам создать яркие, гротескные образы. Пара постоянно спорящих церемонийместеров – будто персонажи итальянской комедии масок. Король Йагупоп 77-й вместе со свитой «райских птичек» напоминает одновременно циркового клоуна и звезду эстрады, а его трон-клетка – намек на то, что он не более свободен, чем последний из подданных.

Сказка тем и хороша, что черное в ней – это черное, а белое – это белое. Важно с детства научиться узнавать добро и зло «в чистом виде», чтобы потом было проще ориентироваться в оттенках и полутонах. В Королевстве кривых зеркал легко понять, кто хороший, а кто плохой: достаточно прочитать его имя наоборот. Победить зло здесь тоже очень просто и даже весело: грозных Нушрока и Абажа храбрые кухарки побивают «боевыми колбасами». Есть в спектакле и джедайский поединок на световых мечах – тоже вполне себе культурный код, хотя и немного чужеродный. А кое-кто из отрицательных персонажей подобрел благодаря вежливым и добрым словам. Такое иногда бывает.

«Добро и зло в Стране Чудес, как и везде, встречаются, но только здесь они живут на разных берегах», – это из другой сказки, но и к этой подходит прекрасно.

 

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Виктора Кропоткина