Зачем сотруднику завода «Зелёный пояс» и стальные нервы

Всё чаще молодые люди идут работать на предприятия, за короткий срок им удаётся вырасти профессионально

Когда-то школьники мечтали стать юристами, экономистами, менеджерами и банкирами. В последние годы на рынке труда вырос спрос на технические специальности. Мы пообщались с сотрудниками компании АО «Магна Автомотив Рус» – одной из ведущих поставщиков автомобильных комплектующих в мире – и выяснили, чем же их привлёк завод.

Вторая семья

Евгений Митяков с недавних пор исполняет обязаннности начальника цеха сборки. Он работает на предприятии с сентября 2009 года.

– Начинал с первой категории – был слесарем механосборочных работ, в 2011 году стал мастером смены, – рассказывает Евгений. Сейчас у него новый карьерный виток.

– Я из посёлка Думиничи. Когда оканчивал школу, в автомобильном производстве себя точно не видел, его тогда и не было в Калуге. Два года отработал на железной дороге монтёром путей. Потом попал на завод. Здесь совершенно другой подход к работе, к людям. Кругом порядок, чистота, тепло, раньше я работал на улице. Да и относятся все иначе – не как к средству зарабатывания денег, а как к человеку, который приносит пользу. Если возникли какие-то проблемы, можно обратиться, и тебе помогут их решить. У нас в компании так все устроено, что я могу подойти даже к директору со своими вопросами и проблемами.

Евгений отмечает, что сотрудники предприятия стали для него второй семьёй.

– Люди работают как минимум по пять-шесть лет, а то и по десять. Мы уже все передружились, общаемся.

– Как вам удалось построить карьеру?

– Здесь есть возможности для профессионального роста, главное – проявить себя. Естественно, завтра тебя никто не повысит. Когда я только пришёл, у меня была цель – вторая категория. Я её достиг. Потом – третья. Показывал себя как хороший, ответственный работник, проявлял инициативу, улучшал процесс сборки. Если я вижу, что можно что-то сделать лучше, говорю своему начальнику. Конечно, всё исполняю чётко по инструкции, не опаздываю. А как только появлялась интересующая меня вакансия, участвовал в конкурсе. И вот так постепенно, шаг за шагом продвинулся. Потолка карьерного нет, как нет и предела совершенству. Новая должность у меня совсем недавно. Это довольно волнительно. Но паники нет, я знаю, что делать, а если чего-то не знаю, обучат.

– Результаты своего труда на улицах Калуги видите?

– Каждый день. Это даже как-то машинально происходит. Проезжают машины, смотрю на бампер и сразу понимаю – мы делали. Друзьям или ещё кому-то могу сказать: «О, наша машина!» Есть модельный ряд, который только в Калуге выпускается.

Покой только снится

Александр Ломакин, менеджер по логистике, работает на предприятии
с 2009 года.

– Я шел сюда на позицию «младший помощник младшего грузчика», – шутит Александр. – Был оператором по логистике, планировал, что стану в сменах работать, но так случилось, что быстро перешёл на логистическую инженерию. Мой карьерный рост был стремительным. В 2014 году стал менеджером по логистике.

Александру легко давалась учеба в школе, он окончил ее с серебряной медалью.

– Стихи я плохо сочиняю, зато читать их могу. А с математикой всегда нормально было. Поэтому решил идти в технический вуз, поступил в Бауманский на факультет «Организация производственной деятельности». И сейчас по специальности тружусь.

Моя работа начинается с поставок компонентов из Европы, Китая. Мониторим, чтобы это всё доехало, прошло таможенную очистку, потом размещение на складе. Выдаем детали на наши производственные участки: на сборку, литьё, окраску. За нами также работа с клиентскими заказами. Занимаемся организацией отгрузок, производственным планированием, запуском новых проектов по логистике, работаем с транспортом по всей стране. Заводская логистика многогранна.

Работа отнимает много времени. Логистика – неспокойная сфера. Ты зависишь от рисков по транспорту, от возможных проблем на таможне. Существует вероятность остановки конвейера клиента. А тут ещё и коронавирус начался. Стали перекрывать границы. Например, мы не могли вывезти буквально несколько паллет из Индии. А это грозило остановкой целого завода.

– Как справляетесь со стрессом?

– Паниковать некогда. От оперативности решения проблем зависит, как дальше ситуация будет разворачиваться. Через день она может стать «горящей».
Ведь всё, что связано с транспортом, с моей точки зрения, очень нервный процесс – сломался грузовик, не туда поехал, кто-то заболел, случилось ДТП, сюрпризы погоды. Снегопады в первую очередь бьют по транспортировке – фуры встают там, где в принципе никогда не вставали.
Я постепенно научился работать со стрессом и со временем стал спокойнее всё воспринимать.

– Время на себя остаётся?

– Одно из моих хобби – IT. Весь мир цифровизуется опережающими темпами, развиваются электронные системы, электронный обмен данными. Так что это хобби полезно и для моей работы. Мне нравится иногда посидеть, поковыряться, игры пописать.

А с недавних пор Александр увлёкся барабанами.

– Почему барабанами? Они мне показались необычными. Я попробовал, понравилось. Купил домой электронную установку, периодически постукиваю в наушниках. Пока только учусь. Музыкального образования нет. Но ноты мне понятны, по крайней мере на начальном уровне. Семья, друзья с интересом восприняли моё увлечение. Когда ко мне приходят гости, все, конечно, садятся и несколько ударов наносят. Надо в этот момент видеть лицо человека – полнейший восторг.

– А как с коллективом отдыхаете?

– У нас есть группа единомышленников, которая каждое лето организует байдарочный поход. На несколько дней выбираемся на реку в радиусе 100 км от Калуги. Маршрут вместе обсуждаем, по картам вымеряем расстояние, на которое планируем проплыть, определяем места стоянки, что с собой брать. Вечером в пятницу стартуем, а в воскресенье к обеду завершаем. У нас с собой только четыре байдарки, палатки и припасы. Несколько лет назад я впервые принял участие в таком походе, мне понравилось. Интересные воспоминания. Те два дня, что ты гребёшь, чувствуешь себя совершенно уставшим и злым, но потом весь год вспоминаешь, как это было прикольно. Основная проблема – слепни, оводы, комары. Были, конечно, случаи, когда люди переворачивались. Забавно на это смотреть со стороны, особенно когда это происходит за метр до финиша.

– В компании есть текучка кадров?

– Низкая текучка. Коллектив достаточно молодой, по сути, очень много людей работает с тех пор, когда завод только открывался, – с 2009-2010 годов. Коллектив сплочённый. Я не знаю, с чем сравнить. Сказывается, наверное, то, что люди давно друг друга знают. Отношения в компании построены на позитиве.

Да будет свет

Александр Аксёнов, руководитель группы метрологии и испытания измерений, с 2010 года работает на предприятии.

– У нас есть измерительная и испытательная лаборатории, метрологическая служба. В мои обязанности входит координация действий этих трёх подразделений, – рассказывает Александр. – Мы смотрим, как ведёт себя пластик при разных температурах, влажностях, какими свойствами обладают материалы, осуществляем входной контроль продукции. Её тоже нужно испытать, чтобы знать, какой продукт мы получим.

Александр получал высшее образование, когда уже работал на предприятии.

– Я решил, что в отделе качества мне было бы всего интереснее, потому что там много непредсказуемого, надо многое знать, чтобы быть уверенным и демонстрировать уверенность всем остальным. Поэтому осознанно пошёл учиться в Санкт-Петербургский университет на кафедру автосервиса.

А начинал он трудиться на предприятии Magna с простой должности – слесаря механосборочных работ.

– Ниже были только уборщики. Самое страшное в конвейере то, что тебе некогда подумать. Просто берёшь и делаешь. Меня убивали эти механические работы, когда я знаю следующее действие – это неинтересно, – рассказывает Александр. – Года полтора-два я отработал и перешёл в отдел качества.
Сейчас в подчинении у Александра пять человек.

– Сначала мне доверили должность инспектора. Она самая простая. Мы проверяли качество готовой продукции, занимались геометрическими измерениями, визуальной оценкой. Много факторов влияют на качество, было интересно об этом узнать. Стал понимать, как качество может повлиять на производство. А с вопроса «Как сделать так, чтобы продукция стала ещё лучше?» началось моё дальнейшее развитие.

Александр самостоятельно старался почерпнуть информацию из всевозможных источников – скачивал книги, изучал сайты, форумы.

– У нас на заводе появился метролог. Я у него постоянно спрашивал, он рассказывал, где и что можно посмотреть, – вспоминает Александр. – Лаборатория на нашем предприятии была с самого начала. Потом появились 3D-измерения, новое оптическое оборудование – его используют даже для сканирования мумий. Интересно. Потребовались специалисты, которые смогут с такими инструментами работать. Я попросился.

Александр отмечает, что работа стимулирует его не стоять на месте, развиваться, узнавать что-то новое и улучшать процесс производства.

– У меня «Зелёный пояс» по методике улучшения процессов 6 Sigma, – говорит Александр. – Это концепция бережливого производства, которая позволяет решать проблемы и задачи предприятия, вносить рационализаторские предложения, разрабатывать новые продукты. Развитие технологий привело к тому, что того качества, которое было раньше, недостаточно.

Чтобы получить «Зелёный пояс», необходимо пройти курс обучения, сдать экзамен и защитить проект.

Обучал Александра мастер «Чёрного пояса» из Голландии.

– У меня обычно получаются творческие проекты. Они рассчитаны на то, как сделать работу дешевле и эффективнее. Например, был проект по улучшению освещения при оценке цвета. В зависимости от цвета света мы будем видеть детали иначе, станут заметны дефекты. Мы улучшили освещение на всей длине процесса. Создали зону гармонии цвета. И это в лучшую сторону сказалось на качестве. Сейчас на предприятии идёт два параллельных проекта, они уже с экономией. Компания от их реализации будет иметь экономическую выгоду.

После того как Александр пришёл на завод, он стал иначе смотреть на машины.

– Вообще, на предприятии происходит профессиональная деформация. Я теперь не могу спокойно видеть проезжающие по городу автомобили. Замечаю все нюансы: у той бампер плохо встал, здесь щель большая, а вот у нас эта продукция лучше. Ходишь, подмечаешь, анализируешь.

Елена Французова