Запах нафталина в очаге культуры

Запах нафталина в очаге культуры

Как только Калуга стала одним из центров экономического развития России, она стала претендовать и на то, чтобы стать культурной столицей. Для этого немало делается. Например, строится инновационный культурный центр, подписано соглашение с Эрмитажем, скоро появится вторая очередь музея истории космонавтики. Но это события глобальные, которые организованы с помощью федеральных структур. А что происходит в городе, в уже существующих учреждениях культуры, например, в филармонии, как она старается соответствовать тому, чтобы Калуга стала одной из культурных столиц?

К сожалению, судя по названиям концертов, очень и очень немного. Да, афиша у филармонии насыщенная, события происходят чуть ли не каждый день. Но они представляют собой или коммерческие концерты артистов второго и третьего ряда, выступления детских городских танцевальных коллективов или народников – ансамблей народных инструментов или исполнителей народного творчества, изредка столичную театральную антрепризу. Причем, дети и народники в афише превалируют и постороннему человеку может показаться, что культурная жизнь Калуги состоит только из детских танцев и народных песен. Хотя, наверное, так оно и есть.

Много раз приходилось слышать, что в калужской филармонии один из лучших роялей в стране. Но вот пианистов услышать здесь можно не часто, равно как и скрипачей, камерные коллективы, других академических исполнителей. Так что рояль, в основном, простаивает. Разовые приезды в город оркестра Спивакова или Гергиева становятся выдающимися резонансными событиями. Действительно, они того заслуживают. Но ведь кроме них есть много интересных и известных столичных (и не только) коллективов, которые наверняка выступили бы на калужской сцене, если бы их позвали.

А про балет и говорить не приходится. Трудно вспомнить, когда его в последний раз можно было увидеть на сцене концертного зала филармонии. Да, сцена у концертного зала не слишком большая, тот же гергиевский оркестр приезжает в Калугу в усеченном составе. Но это не должно означать, что выступлений оркестров балета быть не должно, потому что практически у всех есть разнообразные концертно-гастрольные варианты.

Коммерческие концерты на сцене филармонии тоже не радуют новизной. Ежегодно к нам приезжают одни и те же артисты, причем практически месяц в месяц, и трудно ошибиться, назвав тех, кто выступит здесь в течение года. Иногда при взгляде на афишу чувствуется запах нафталина. Да и о какой культурной столице можно говорить, если на афише имена Дятлова, Ваенги, исполнителей шансона…

Сегодня филармония – пример неповоротливости и медленной приспосабливаемости к запросам своих зрителей, которые хотят видеть на сцене концертного зала исполнителей самых разных жанров, а не только народного. А ведь это можно сделать.

Хорошим примером творческого подхода к организации концертов в нашем городе может служить международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» Олега Акимова, который кроме проведения самого фестиваля на протяжении года проводит много всего интересного, привозя в Калугу то уникальные коллективы фламенко, то известных, а то просто интересных исполнителей и музыкантов. Да и ДК КТЗ, с недавних пор именующий себя ДК «Арена КТЗ» стремится обновлять свою афишу, привозить интересных артистов и пытаться работать в новых форматах. Почему этого до сих пор не делает филармония, работающая по старинке, непонятно.

Александр ГОРШКОВ.