Заводская династия

В АО «Тайфун» трудятся  два поколения семьи Лиляковых.

– Тяжело – это вагоны разгружать, – говорит о своей работе Сергей Лиляков. – А я здесь уже 40 лет, для меня ничего такого в работе нет. Есть, конечно, сложные детали – посидишь, репу почешешь. Вообще, я на заводе как дома. Это мой второй дом с 20 лет. На работу иду всегда с удовольствием.

А когда у младшего сына возникли проблемы с трудоустройством, он взял его к себе на «Тайфун». Тем более что здесь трудится и троюродный брат Сергея.

Редкая специальность 

Евгению Лилякову 34 года, он устроился на завод семь лет назад.

– По образованию я архитектор и инженер-строитель, но так получилось, что в 2014 году остался без работы,

– говорит Евгений.

– Месяца два-три вообще не работал. Мне пришлось сходить к руководству, посоветоваться: возьмут – не возьмут,

– вспоминает Сергей.

Начинал Евгений слесарем, а сейчас трудится гравёром – наносит надписи. Специальность эта редкая, пригодилось ему полученное в детстве художественное образование.

– Работа ручная, зарплата достойная. Коллектив в целом молодой,

– говорит Евгений. 

 Нашли друг друга

На заводе обрёл семейное счастье троюродный брат Сергея Николай. Он пришёл на завод ещё в 90-е. Тогда же сюда устроилась и Наталья.

 – По специальности я электромонтёр. Попал на завод по распределению после училища,

– рассказывает о себе Николай.

– Отучилась в 22-м училище, оно было подопечным «Тайфуна», по специальности «радиомонтажник». Окончила его с повышенным четвёртым разрядом, проработала месяц в 45-м цехе, и меня направили на учёбу в Калужский филиал МГТУ имени Н. Э. Баумана. После обучения 1 августа пришла на работу, а 5-го нас отправили в колхоз как молодых специалистов. Мы на элеваторе работали. Там и познакомились,

– улыбаясь, рассказывает Наталья.

Долгие годы она трудилась инженером-конструктором в конструкторском бюро РМП, а с 2021-го стала инженером-технологом на ремонтно-механическом производстве.

– Интересная работа, приходится много общаться с людьми. Мне это очень нравится. Проводим аттестацию станков на точность, выявляем, есть ли какие-то неполадки, нужен ли ремонт, как это делает хороший доктор,

– говорит Наталья. 

– Работа мне тоже нравится, напряжение – кайф, одно неверное движение – и всё, мы как сапёры, – шутит Николай. – Что самое сложное? Утром вставать. Если всё знаешь, то ничего сложного в работе нет.

Золотые руки 

Говорят, что незаменимых людей не бывает. Но Сергей Лиляков, и правда, на предприятии незаменимый специалист. Таких, как он, трудяг с золотыми руками, ещё поискать нужно.

– Я пришёл на завод сразу после армии, у меня брат здесь работал парторгом. Пригласил пройтись по предприятию, посмотреть работу. Ну, думаю, дай попробую, устроился помощником слесаря. Потом получил разряд, а затем у нас возник новый волноводный участок. Сначала там всего пять человек работало, все молодые: самому старшему 25 лет, младшему, мне, – 20. Потихоньку осваивал смежные профессии: гибщик, штамповщик волноводных труб, термист, паяльщик. Я многофункциональный рабочий – от начала до конца деталь делаю. Сейчас уже на пенсии. Пришёл на завод молодой специалист, я его обучил, и он теперь работает паяльщиком, а я – слесарем. Хотя, в принципе, делаю то же, что и делал. Если люди заболели или в отпуске, замещаю.

Сергей Павлович не оставил завод и в трудные 90-е, когда многие специалисты разбегались.

– Были времена, когда я на участке один оставался. Это длилось около года. Огромный объём работы, от начала и до конца делал детали: гнул, паял, калибровал – остальное дело техники. Мне не хотелось профессию менять. А ребята уходили кто куда – на пилораму, на стройку. По году, два, пять лет их на предприятии не было, а потом, когда завод стал возрождаться, все вернулись.

Поскольку Сергей Павлович высококлассный специалист, именно его часто отправляют во всевозможные командировки для монтажа изделий завода на кораблях.

– Первая командировка была в Кронштадт, длилась она два года: месяц там, месяц в Калуге. Тогда мы арабам отправляли первые два корабля. В свободное плавание они ушли 7 ноября. Народу на пристани было море. У многих провожающих женщин тушь текла, – вспоминает Сергей Павлович. – По молодости командировки очень интересны. Кронштадт – город небольшой, чистый, уютный, как родной за два года стал. Мы с коллегами иногда на работу пешком ходили, а что там – пара километров. Вообще, обычно мои командировки длятся месяц или недели две-три. Меня заменить на заводе некем – отзывают, а через две недели опять отправляют.

Как-то монтировали изделия на корабле для китайцев. Корабль огромный, я тогда впервые потерялся: зашёл внутрь, а пространство-то замкнутое – где выход? 

Последняя командировка была в Новороссийск, длилась месяц.

Сидеть на пенсии дома Сергей Павлович не планирует.

– А кто будет вместо меня работать? Обучаю, конечно, молодёжь. Но бывают такие замороченные детали… Хоть и станок есть, а я всё делаю вручную и на глаз. Нужно в этом профессиональное чутьё иметь. Некоторые приходят, спрашивают: «А как ты это делаешь?» Чувствую, что надо вот так вести или вывести радиус, угол… Словами не объяснишь, смотреть надо.

Анна Петровичева. Фото Антона Забродского