Как поисковики возвращают имена погибших героев
В России в начале декабря отмечали День Неизвестного Солдата. Его установили в память о воинах, павших на полях сражений. До сих пор миллионы из них числятся пропавшими без вести. О том, как спустя десятилетия возвращают их имена, рассказал руководитель калужского областного объединения поисковых отрядов «Память» Сергей Новиков.
Моральный кодекс добровольца
Сергей Николаевич Новиков – поисковик с большим стажем, пришел добровольцем в 1981 году. В ту, еще советскую, пору при военкоматах из комсомольцев создавались группы разминирования, и местные парни после инструктажа получали детонаторы, бикфордовы шнуры по уничтожению взрывоопасных предметов. Ребята также занимались поиском и захоронением погибших при защите Отечества. С этого всё и началось.
– Нас было сорок человек, ходили в леса под руководством сотрудника военкомата, он показывал и рассказывал, где велись бои, где стояла оборона. С этого времени мы официально приступили к поисковой работе при Людиновском военкомате, – вспоминает Сергей Николаевич.
Первый найденный медальон он достал из кармана гимнастерки солдата. В медальоне была большая записка – целое напутствие потомкам и прощальные слова родственникам. Со временем прикипел к поисковому делу. И неспроста: у него два деда прошли войну. Один в 1944 году под Ленинградом ослеп, старший лейтенант, командир расчета зениток. В критический момент в бою вывел зенитки на прямую наводку против немецких танков.
– Людей затрагивает, когда они видят не просто сухую статистику, мол, подняли останки трех-четырех тысяч солдат в год, а когда на место боёв приезжают родственники погибших на фронтах Великой Отечественной войны, когда они буквально трясутся над каждой записочкой, медальоном. Поверьте, это словами не передать, – утверждает он.
Сергей Николаевич считает, что наша область не случайно стала родиной официального поискового движения. Напомним, первый слет прошел в Калуге в марте 1988 году. Тогда же был дан старт всесоюзной эстафете официального поискового движения, лидером которого стал Юлий Михайлович Иконников.
С тех пор поисковое движение в стране и нашем регионе год от года ширится. Частые гости калужан – поисковики из Тамбова, Тулы, Москвы, Воронежа, Курска, Орла, Астрахани, Мордовии, Алтайского края.
– Поисковое движение – это одна большая семья. Не случайно у нас принят моральный кодекс поисковика, помогающий его членам и кандидатам не забывать, ради чего и ради кого они ежегодно заходят с лопатами и спецоборудованием на места былых сражений. У нас выпущена медаль «Память. Долг. Честь». Ей гордятся, потому что медаль выпущена в память о тех, кто во имя Родины сложил свои головы, – напоминает он.
Пропавший батальон
Они лежат не в могилах, к которым могут прийти поклониться их близкие, а на полях сражений. Присыпанные землёй и не похороненные по-человечески…
Одна из таких страшных находок обнаружена во время проведения Вахты Памяти под Жиздрой, близ деревни Ослинка. Здесь летом 1942 года оказались оголены укрепления 115-й отдельной стрелковой бригады, и гитлеровцы, воспользовавшись этим, ударили во фланг соединения, отрезав сразу три батальона соседней, 123-й бригады, от основных частей. Несогласованность действий военных привела к тому, что эта бригада была окружена гитлеровцами и полностью уничтожена.
Более 70 лет было неизвестно, куда вмиг пропали 1800 человек 123-й стрелковой бригады. Помогли карты военных действий. Калужским поисковикам и их коллегам из Мордовии открылась военная драма, развернувшаяся здесь.
– В ходе раскопок установлено, что наши бойцы попали под перекрестный огонь противника. Основная линия бойцов находилась в 30–50 метрах от позиции немцев. Шли красноармейцы в атаку, снаряженные патронами, гранатами, автоматами и винтовками Мосина. Тут и полегли. Многих так и откопали – с автоматами и винтовками наперевес. Они лежали буквально в 50 метрах от немецких укреплений, скошенные плотным пулеметным огнем. Красноармейцы остались лежать там, где их настигли пули и осколки. По этому страшному месту невозможно было пройти, чтобы не наступить на солдатские останки, – вспоминает Сергей Новиков.
Кто же они, воины, усеявшие своими костями и железом поле под Жиздрой? Солдат и командиров из пропавшего батальона установили по найденным среди останков медальону с запиской и двум медалям «За отвагу». Запросили наградной архив, и выяснилось, что близ деревни Ослинка Жиздринского района находились останки солдат и командиров 123-й отдельной стрелковой бригады. Подразделение было сформировано в феврале, в июле его не стало.
Тот первый найденный поисковиками медальон, записка в котором хорошо читалась, принадлежал ездовому артиллерийского расчета Миржоеву Султану Мурзабековичу. Кстати, родственники погибшего бойца из Ингушетии приехали в 2005 году в калужскую деревню на торжественное перезахоронение найденных останков. Все найденные поисковиками воины долгое время считались пропавшими без вести.
Александр ТРУСОВ