«Знаете ли вы, товарищи, полярную ночь?»

Актеры Учебного театра ГИТИС представили на сцене калужской облдрамы пьесу «Вас вызывает Таймыр»

Российский институт театрального искусства частенько радует калужан своими постановками. В этот раз студенты из мастерской Николая Лазарева показали публике спектакль по пьесе Александра Галича и Константина Исаева (режиссер Сергей Посельский, старший преподаватель кафедры мастерства актера ГИТИС).

Авторы определили жанр пьесы как «комедия-шутка». Написана она была в 1947 году, в свое время с аншлагом шла в театрах, хотя чиновники её громили как могли, обвиняя в низости вкусов тех, кто включал пьесу в театральный репертуар. Говорили, что она примитивна, показывает советских людей глупыми, что нужно представлять на подмостках серьезные вещи.

По сюжету в одном номере столичной гостиницы «Москва» соседями оказались: директор филармонии города Черноморска Кирпичников, страдающий от любви геолог Андрей Гришко, дедушка-пчеловод Бабурин и главный герой Дюжиков, командировочный с того самого полуострова Таймыр. Каждый из них «приехал всего на два дня и у каждого куча дел». И в тот самый момент, когда герои собираются разойтись кто куда, в номере раздается телефонный звонок – Таймыр вызывает Большую землю. Но! Советский человек всегда подставляет плечо, поэтому все решают помочь Дюжикову, вынужденному «ждать, когда его соединят и не отходить от телефона», – сходить по его делам. Он же, в свою очередь, обещает исполнять роль директора филармонии, которого в лицо не знают, и спроваживать порядком досаждающих этому директору артистов. Кроме того, Дюжиков должен прослушать дедушкину внучку Дуню, желающую стать певицей, и переговорить с Любой Поповой, в которую влюблен геолог Гришко.

Дальнейшее раскрывает перед зрителем классическую комедию положений: путаница в лицах и именах, неожиданное появление новых персонажей, например, супруги Кирпичникова или Мужа своей жены, который пришел требовать долг и принимает Дюжикова за занявшего 30 рублей постояльца. И всё это – под нескончаемый поток желающих попасть в филармонию к Кирпичникову артистов.

Надо заметить, что режиссером действие перенесено, так скажем, в условные 60-е и даже немного 70-е. Об этом можно судить и по музыкальному материалу – песенка про студента-физика, песня «Добрый вечер» (1965), песня о Лесном олене (1971), и по внешнему виду артистов, например, геолог Гришко неотвратимо навевал мне воспоминания о фильме Говорухина «Вертикаль» (1966). Музыкальные номера вписаны в канву сюжета органично, иногда решены в несколько пародийном ключе. Они придавали спектаклю особую зрелищность, раскрывая студентов-актеров и с эстрадной стороны. И тут, конечно, стоит отметить отличную работу как режиссера, так и педагогов: прекрасно поставлены и речь, и вокал, и пластика. Спектакль получился искренний и живой. Все вместе смотрелось ярко, задорно и весело, напоминая театральный капустник, но это сказано отнюдь не в укор.

Поначалу казалось, что дело будет идти немного вяло, но по мере того, как актеры разыгрывались, это ощущение исчезло. Хороши дежурная по этажу (Мария Лунина), «энтузиастка 13-го этажа», Кирпичников (Ярослав Радыгин), солидный, обаятельный, при этом немного побаивающийся своей жены. Очень милым и трогательным вышел геолог Гришко (Алексей Ерин), этакий интеллигентный рохля, но способный на порыв и поступок, которые для него в каком-то роде прыжки выше головы. Попала в яблочко и Алина Диденко в образе пожилой аккомпаниаторши – налицо явный талант характерной актрисы. Наиболее сложная роль досталась Никите Малинину, сыгравшему деда-пчеловода, однако он с ней отлично справился.

Студенты органично вжились в свои роли. Играли естественно, с юмором, комедийно, где надо переходя на гротеск. И по ходу действа все больше влюбляли в себя зрителей. В некоторых сценах зал просто заходился от смеха. Чем больше закручивалась сюжетная спираль, тем ярче и динамичней  становилось на сцене.

Пьеса писалась в те времена, когда людям как никогда нужны были легкость и смех, возможность окунуться в простую обыкновенную жизнь после тягот военных лет. Именно поэтому, думается, зритель тогда принял пьесу на ура. Да и сегодня полезно и радостно видеть, как люди могут бескорыстно помогать друг другу, а загадочный и далекий Таймыр может вдруг стать для каждого чем-то личным, а через это – и общим.

 

Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото Марии Анцкайтите