Дофаминовая зависимость

Дофаминовая зависимость

О том, как избавить ребенка от компьютерно-игровой зависимости, рассказывает Лилия Изотенкова, начальник отдела областного Центра общественного здоровья и медицинской профилактики.

– Лилия Леонидовна, зачастую родители сами дают ребенку смартфон, чтобы избавить его от скуки, а себя от детского нытья.

– Ребенку с игровой зависимостью все неинтересно, ему не приносят удовольствия ни мастер-классы, ни групповые игры, ни анимация, ни спорт.

Игровая зависимость, или интернет-зависимость, легко формируется в раннем детстве. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл – получил удовольствие.

– Кроме того, в интернете много не всегда полезной для ребенка информации…

– Родители не в состоянии проследить, чем питается мозг их детей. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить.

– Получается, что ребенок все больше и больше погружается в искусственный, красочный мир, где ложным способом удовлетворяются его потребности.

– Да. А в реальности все плохо: мало общения, друзей тоже, учиться не хочется, многое неинтересно, в общем, «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу – смартфон.

Пластичный мозг ребенка, играющего в компьютерные игры или живущего в онлайн, получает большую дозу дофамина. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, хобби, кружкам, обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от нее. Создается замкнутый цикл.

– Что же это за гормон – дофамин?

– Дофамин отвечает за поощрение при какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Этот гормон относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, привязанность и, когда его много, приводит к переутомлению. Ребенок, играя, устает по-настоящему. Потом не хватает сил, чтобы сделать уроки.

Ребенок проживает жизнь в «ВКонтакте», «Телеграме», «Тик-Токе» и в компьютерных играх, и мозг, который находится в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему сложно определить, что хорошо, а что плохо.

Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу все сложнее переключаться на впечатления из реального мира. Из ребенка формируется «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он ее требует, а родители дают!

– Можно ли иначе получать дофамин в необходимом количестве?

– В здоровом варианте можно его получать небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием. И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте интересную жизнь в офлайн. И не спешите спасать его от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, с которым поиграет в «Монополию», порисует или полепит.

– Как правильно выстроить график общения ребенка с гаджетом?

– В компьютерную игру можно разрешать играть только полчаса в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребенку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.

– 30– 40 минут любимого «Тик-Тока» или мультфильма в день. Не больше. Это забота о мозге ребенка. Ограничения делаются с уважением к его личности.

– За час до сна никаких гаджетов (маме с папой тоже полезно отложить их, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты лучше убрать из детской.

– Золотое время укладывать ребенка спать – с 21:00 до 22:00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).

– Развивайте семейные традиции: играйте с детьми по вечерам, общайтесь, устраивайте совместные ужины, отправляйтесь на прогулки на велосипеде, приглашайте друзей в гости, играйте в обычные и интересные дворовые и настольные игры.

– Формируйте хобби у ребенка, дайте возможность выбрать кружки по интересам (формируется ценность того, что «я могу»).

– Ребенку нужно движение! Спорт в помощь! Так формируется стрессоустойчивость.

– Прогулка на улице от 2 до 4 часов в день (кислород нужен для питания мозга).

– Формируйте культуру объятий в семье от восьми раз в день (для здоровой привязанности к близким).

– Говорите много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).

– Родителям следует быть примером свободного человека (дети подражают).

Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастлив. Иногда становятся невыносимыми страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутренние напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения.

Нам хочется сказать «да» своим детям намного чаще, но иногда сказать «нет» – это лучшее, что мы можем сделать для своего ребенка.

Осмысленные ограничения обеспечивают ему безопасность.

Что происходит  с ребёнком, который много времени проводит в онлайн:

 становится раздражительным и эмоциональным, капризным;

 агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;

 появляется бессонница;

 падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);

 становится рассеянным;

 слабо развивается воображение (сложно придумать что-то свое);

 реальность становится черно-белой, теряется интерес к жизни;

 неинтересны кружки и другие увлечения в реальности;

 не умеет общаться;

 становится неинтересным для других;

 появляются проблемы со зрением и позвоночником;

 не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);

 мало двигается;

 ослабляется иммунитет;

 формируется сильное «я виртуальное» и слабое «я реальное»;

 формируется зависимость.

Беседовал Илья СЕДОГОРОВ