Этикетка рубль бережет

19 апреля отмечается День чтения этикеток. Мы отправились в сетевой продуктовый магазин, чтобы посмотреть, что пишут на продуктовых упаковках и как это отражается на кошельке и здоровье покупателей.

Здоровья ради

Трансжиры, консерванты, аллергены – вот что можно обнаружить в составе продукта, если внимательно прочитать этикетку. Кроме содержания важен и внешний вид. Если этикетка стерта, переклеена или перепечатана поверх старого текста, вы рискуете провести вечер в обнимку с унитазом или попасть в боль- ницу.

По данным Всемирной организации здравоохранения, человек должен в день потреблять не более 25 г сахара – это всего пять чайных ложек. В 2020 году Роспотребнадзор отметил, что каждый россия- нин в среднем съедает 107 г сахара в сутки, а это в четыре раза превышает норму.

Даже если вы не любите сладкий чай и тортики, ваша дневная доза «белой смерти» может вырасти из-за продуктов с высоким содержанием сахара.

Как сэкономить

Чтение этикеток поможет не только избежать проблем со здоровьем, но и не потратить лишнего. Например, на полке магазина стоят две банки консервированной красной фасоли. Весят одинаково, а цена различается почти в два раза. Все дело в маркетинге: одна из банок – американского бренда и притягивает взгляд ярким дизайном. Но если посмотреть состав, то окажется, что банка подешевле намного полезнее своего иностранного конкурента – в составе нет сахара.

Как читать этикетки

Наименование. Название продукта может быть любым, а вот наименование раскроет все секреты производителя. В наименовании нельзя указывать компоненты, которые не входят в состав продукта. Поэтому название «Манговый сок» легко превращается в «напиток безалкогольный негазированный с кусочками кокосового желе», в состав которого входит ароматизатор «Манго». Также производитель обязан указать, какой продукт лежит на полке, охлажденный или замороженный. Поэтому в наименовании можно встретить формулировку «изготовлено из замороженного сырья».

Состав. Чем короче состав, тем проще понять, что вы покупаете. На полке магазина мы нашли две упаковки хлеба: в состав одного входит семь узнаваемых ингредиентова, а в состав другого – 12 ингредиентов, среди которых много жиров.

Но много компонентов еще не приговор. Стоит обратить внимание на порядок перечисления ингредиентов. Чем дальше они расположены в списке, тем меньше их в продукте. Обычно состав указан на 100 граммов, но отдельные производители могут написать состав на одну порцию. Поэтому количество тех или иных ингредиентов придется пересчитывать на реальный вес упаковки или указанный размер порции.

В составе легко можно найти лишний сахар: сахароза, мальтоза, кукурузный сироп, патока, сахар-сырец, мед, фруктовый концентрат. Даже если на упаковке стоит пометка «без сахара», лучше проверить состав.

Неизвестные добавки настораживают, но на самом деле многие из них безобидны. Например, загустители делают продукт вязким, эмульгаторы не дают расслаиваться жидкостям, стабилизаторы поддерживают однородную структуру, а ароматизаторы дарят приятный аромат. Концентрация ароматизаторов крайне мала, поэтому они не опасны для здоровья. Консерванты препятствуют размножению бактерий, поэтому сорбиновая и бензойная кислоты и их соли в составе не должны вас пугать.

ВОЗ рекомендует исключить из рациона трансжиры – формы молекул жирных кислот, которые появляются при создании маргарина из растительного масла. Они повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Трансжиры можно обнаружить, если внимательно прочитать состав. Часто они скрываются под названиями «гидрогенизированные или частично гидрогенизированные жиры», «растительный жир», «кондитерский жир», «кулинарный жир», «маргарин», «стеарин».

В отношении пищевых добавок с буквой Е много стереотипов. Но на самом деле вещества под такой маркировкой одобрены специальной комиссией ВОЗ для использования в пищевой промышленности Европы. Номер обозначает группу веществ. Например, 100-180 – это красители, 200- 285 – консерванты, 300-321 – антиоксиданты, 400-495 – эмульгаторы, загустители, желирующие вещества. Буквой Е маркируются и натуральные вещества: Е440 – яблочный пектин, Е300 – витамин С, а Е306-Е309 – витамин Е.

После перечисления ингредиентов часто пишут: «Продукт может содержать следы…» Это указывает на то, что в состав могли случайно попасть аллергены или нетипичные для продукта составляющие.

Срок годности. Обрати- те внимание на оформление даты производства – цифры не могут быть написаны шариковой ручкой или фломастером. Дата должна быть выбита на дне, сбоку или на краю упаковки, напечатана на этикетке.

Реклама на упаковке

Главная задача маркетинга – привлечь внимание к товару на полке. Как известно, в рекламе все средства хороши, поэтому производители используют запоминающиеся формулировки.

Надпись «без глютена» пригодится только тем, кто страдает целиакией или аллергией на глютен, потому что его отсутствие не делает продукт полезнее. А продукты «без лактозы» необходимы только людям с ее непереносимостью.

Пометка «без сахара» не касается сахарозы или фруктового концентрата, а негативное влияние генномодифицированных продуктов на здоровье еще не доказано, поэтому пометка «без ГМО» – это тоже всего лишь способ привлечь внимание покупателя.

Надпись «эко» получают продукты, при производстве которых окружающей среде был нанесен минимальный ущерб.

Пометка «органик» ставится только по регламенту ГОСТа и означает, что при производстве продукта не использовались антибиотики, пестициды, стимуляторы роста и ионизирующее излучение.

Пометки «био» означают, что в составе есть пробиотические микроорганизмы. Но такие продукты могут содержать много сахара или жиров, что сводит их пользу к минимуму.

Рекламные слоганы можно узнать по пустым обещаниям и манипуляциям. «Натуральный», «для здорового питания», «улучшает иммунитет», «для развития сообразительности», «сохранит фигуру» – все это не более чем просто слова.

Покупателей, которые внимательно читают этикетку, сложнее отвлечь громкими фразами, чтобы опустошить их кошелек.

Анна Канашина, фото автора