Как остановить школьную травлю

Буллинг, или травля, ежедневно превращает жизнь тысячи детей в ад.

По словам уполномоченного при президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой, почти каждый второй школьник сталкивается с буллингом, а треть опрошенных молчат об издевательствах в школе.

В 2019 году при поддержке 193 государств-членов ЮНЕСКО учрежден Международный день против насилия и буллинга в школе и интернете. В первый четверг ноября по всему миру проводятся мероприятия, которые привлекают внимание к проблеме.

Причины школьной травли

Буллинг – это не просто конфликт между детьми, это систематические преследования, унижения, оскорбления и насмешки над жертвой. При этом агрессором может быть не конкретный обидчик, а целый класс. Не менее важную роль в буллинге играют и те, кто становится безмолвным свидетелем травли. Негласное одобрение действий помогает агрессору самоутверждаться и увеличивает давление на жертву.

Выделяют две формы школьной травли – физическую и психологическую. Часто из-за отсутствия каких-либо физических следов родители и учителя предпочитают не замечать психологическое насилие, которое переживает ребенок. Согласно исследованию, которое провел проект «Где мои дети», 48,7% опрошенных подтвердили игнорирование проблемы со стороны учителей и руководства школы. Также причиной безразличия взрослых может быть отрицание – 28,9% опрошенных признались, что не считали происходящее в школе травлей.

По статистике, жертвами буллинга чаще всего становятся дети от 11 до 14 лет. Причинами травли могут быть успеваемость, социальный статус, физиологические особенности, финансовое состояние семьи, принадлежность к другой национальности или расе. Невозможно выделить конкретные особенности в поведении или внешности ребенка, которые гарантированно превратят его в жертву школьной травли, потому что он может быть изгоем в одной группе и «своим» в другой.

Реальные истории

«Никогда не забуду день, когда началась школьная травля. Летом перед 4-м классом я прочитала все книги из школьного списка и гордилась этим. Я поделилась достижением с другом, а он посмеялся и обозвал меня ботаником. Мне было обидно, но я не придала значения его словам. Когда каникулы закончились, моя школьная жизнь превратилась в ад. Одноклассники обзывали меня ботаником, дразнили, были периоды, когда весь класс, 30 человек, игнорировали меня. Разговоры с родителями, учительские наставления только ухудшали ситуацию. Домой я приходила в слезах и не понимала, чем могла такое заслужить. Буллинг продолжался два года и закончился сам собой. Но следующие пять лет я ненавидела себя – у меня были проблемы с самооценкой, я старалась «быть, как все», не выделяться, избегала общения с одноклассниками, потому что боялась, что травля начнется снова»,

– поделилась личной историей читательница нашей газеты.

Среди мировых знаменитостей много тех, кто подвергался буллингу в школе. Билл Гейтс страдал от насмешек со стороны одноклассников – его называли ботаником и заучкой. Однажды Илона Маска, который был самым маленьким и юным учащимся в школе, избили до потери сознания. Мальчика спасли врачи. Насмешки одноклассников довели Стива Джобса до хронической депрессии, а Том Круз вынужден был постоянно менять школы.

Еще одной историей школьной травли анонимно поделилась подписчица нашей газеты в соцсетях:

«В школе меня начали травить в классе 6–7-м. Началось это без видимой причины. Я была обычной девочкой, старалась модно одеваться, общалась с одноклассниками. Возможно, причиной травли стало то, что я дружила с девочкой, с которой хотел дружить весь класс. Или одноклассники просто хотели вывести меня на эмоции, потому что я спокойно на все реагировала. Меня обзывали, со мной не общались. Буллинг начинался неожиданно и длился периодами. Когда меня оставляли в покое, находился кто-то еще, кого травили. Перед тем как перевестись в другую школу, я начала получать угрозы: меня обещали подстеречь после школы и побить. Однажды я даже получила сообщение от одноклассницы, которая занималась карате, с текстом: «Мы с тобой повеселимся». Издеваясь надо мной, ребята чувствовали безнаказанность».

Комментарий специалиста

Психолог Валерия Иконникова:

– Одна из причин высокой детской смертности за последние десятилетия – суицид. В трагедии чаще всего родители обвиняют школу, школа – семью, а все вместе перекладывают ответственность на социально-психологический и экономический климат в обществе. Но попытки предотвратить трагедию предпринимаются крайне редко.

В России тема буллинга впервые была затронута в СМИ только в 2005 году, до этого школьная травля была обычным явлением. Считалось, что школьные разборки не приносят особого вреда детской психике. Однако ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, независимо от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Есть три основные роли в буллинге: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва (часто эта роль устраивает и саму жертву). Роль жертвы и буллинг индивидуальны и зависят не столько от среды, сколько от особенностей самого ребенка. Конечно, отрицательные обстоятельства социального окружения ребенка стимулируют его к появлению агрессивности, и эта черта личности – важная движущая сила, стоящая за буллингом, направленным на более слабых одноклассников.

В ситуации буллинга бесполезно занимать отстраненную позицию. Даже если ваш ребенок не подвергается нападкам и его «это не касается», в роли наблюдателя он может получить не меньшую, а иногда и большую травматизацию. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Буллинг распространён среди учеников начальной и средней школы. К 10–11-м классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Ребенок не должен в одиночку справляться с травлей в школе, проблема требует участие всех сторон – родителей, учителя и самого школьника.

 Что делать ребенку?

В силу возраста он не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые нужно объяснить ребенку для профилактики конфликтов:

– рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, – правильно, это не стукачество;

– нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне);

– нельзя мстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии – юмор;

– необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней;

– если ребенок стал свидетелем насилия, ему следует немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителям или учителю, которому она доверяет.

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого вместо поддержки и сочувствия они обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. Важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией, то, прежде всего, нужно самому получить поддержку близких или психолога.

Фразы, которые помогут начать диалог с ребенком о школьной травле:

  • «Я тебе верю» – вы даете ребенку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось» – сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина» – покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал» – докажите, что ребенок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность» – эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой смотреть в будущее.

Старайтесь поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Опыт других стран

В 1983 году в Норвегии появилась одна из первых программ для борьбы с буллингом. Главная цель системы Ольвеуса (Olweus Bullying Prevention Program) – обучить всех, от родителей до школьных охранников, как выявить и прекратить буллинг. Учащиеся тоже активно участвуют в обсуждении проблемы и могут предлагать решения для борьбы со школьной травлей. Но система Ольвеуса не учитывают проблему этнических, религиозных меньшинств, представителей субкультур, людей с инвалидностью и других.

Программу используют школы в Мексике, США, Литве, Великобритании, Швеции и других государствах. Норвежская система Ольвеуса в ряде школ Норвегии и Литвы снизила травлю на 60%.

Ещё один успешный антибуллинговый кейс был запущен в 2009 году в Финляндии. Программа KiVa была создана на основе фактических данных, ее эффективность научно доказана. Цель программы – развитие эмпатии в школьной среде. Во время буллинга «наблюдатели» не остаются в стороне, а стараются мирно решить конфликт. При этом ответственность за травлю перекладывается на все стороны конфликта, а жертву поручают поддерживать ребятам с высоким социальным статусом.

В каждой школе создается специальная комиссия из трех человек, которая рассматривает случаи буллинга вместе с участниками событий и классным руководителем. Встречи происходят не в разовом формате, а регулярно, чтобы убедиться, что ситуация изменилась. Программа успешно реализуется в школах Бельгии, Нидерландов, Эстонии, Латинской Америки, Канады и других стран.

Интересно, что стратегия по наказанию агрессоров показывает меньшую эффективность, чем работа через группы поддержки со всеми участниками буллинга. Например, инициаторам травли предлагается осмыслить ситуацию и придумать, как возместить нанесенный вред жертве.

Анна Канашина. Фото из открытых источников