Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Спасение уготовано каждому человеку»

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Спасение уготовано каждому человеку»

В своей жизни мы часто задаемся вопросом, почему одни люди верят в Бога, а другие нет. Иные обижаются, что Господь открылся им слишком поздно, или наоборот, оставил их в старости.

Не смотря на то, что у нас у всех одно человеческое естество, каждый человек независимая личность. Мы похожи, но индивидуальны в поступках, привычках, в восприятии мира. Даже близнецы с одинаковым ДНК развиваются и живут отличной жизнью. Поэтому и путь к Богу у всех разный. Главное для человека, чтобы эта встреча произошла, не смотря ни на что. Господь призывает нас много раз, и скорбями, и радостями. Наша цель услышать и принять этот призыв.

Апостол Павел, обращаясь к эфесским ученикам через апостола Тимофея говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). В книге пророка Исаии после слов о восстановлении славы Иерусалима, говорится, что «все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис. 52.10)

С другой стороны, увидев младенца Христа, праведный Симеон восклицает Богу: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 30-32).

Нет ли здесь противоречия? Для всех народов спасение, но для язычников просвещение и только избранному народу — слава. Кажется, праведный Симеон последний из ветхозаветных праведников наравне с Иоанном Предтечей увидел исполнение пророчеств, смог воспринять эту ветхозаветную славу, чем получил собственное избавление от клятвы. Израильскому народу первому были обращены слова о воплощении Бога-Слова. Сам Христос неоднократно повторяет, что пришел прежде к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15.24), и что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 22). Но вдруг, этими же словами, как поясняет святитель Иоанн Златоуст, Он и посрамляет иудеев, не услышавших призывы Христа, замкнувшиеся на своей общечеловеческой исключительности. Вся элита израильского народа, книжники, фарисеи не услышали слова о спасении.

Можно сказать, они хотели его присвоить себе, чтобы не делиться со «всеми народами». Они ждали Христа для себя, для собственной славы и благополучия. Главное, что они ожидали от Миссии ‑ свержение римской власти и восстановление своего земного царства. А Христос стал говорить о другом царстве – Царстве праведности, мира и радости во Святом Духе. Он возглавил царство грешников кающихся; царство простого народа, жаждущего правды; глухих, слепых, отверженных, приходящих к нему с верою, и которым дано будет от Бога сесть «слева и справа» (Мф. 20,21) у престола Божьего в будущей жизни. И только единицы среди них были знатные, как сотник или мытарь, Но они не имели религиозного знания, и от представителей образованной интеллигенции было немного, известен Никодим, и тот тщательно скрывал свои отношения с Учителем.

Удивительно, что те, кто, казалось бы, всегда были на шаг впереди, ожидая Христа, не признали Его, а те, кто с трудом разбирался в законе, но имел горячую веру, последовал за Ним «оставив все» (Мк. 10, 28). Действительно, Господь «утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25).

Вот почему мы не должны отчаиваться, и думать, что если мы встретили Бога в своей жизни уже взрослыми людьми или даже в преклонном возрасте, Господь нас не примет к себе. Нет разницы, сколько человек ходил в храм 50 лет или 5месяцев своей жизни (притча и работниках винограда Мф. 20. 1-16). Все зависит, как он приходит к Богу. Если мы услышали призыв Христа, испытали в нем потребность, но откладываем общение с Ним «на потом», мы сами отдаляемся от Него. Отвергая Его, мы отвергаем и Его спасение, мы сами отказываемся от даруемой Им вечной жизни.

Живя вне нравственного закона, человеку становится тяжелее исполнять заповеди, придерживаться нравственных и моральных устоев. Но, что самое страшное, мы убеждаем себя, что жить без Бога – это нормально. «Он мне не нужен, я все сделал сам», — говорит безумец в своем сердце (Пс. 13.1). Поэтому Церковь и наставляет нас с самого юного возраста укреплять в детях нравственную ответственность, уметь в юном возрасте отказаться от греха, четко усвоить грани дозволенного и что запрещено. Если в три-четыре года ребенок будет без спроса брать родительский телефон, пусть даже просто поиграть, то когда подрастет, может пойти на более серьезное преступление. Учить ребенка жить по заповедям Господним надо с рождения, пока не исказилось его понимание жизни современными искушениями и соблазнами.

Для тех, кто пришел в храм уже взрослым, еще полезнее будет изучать Евангелие и церковные традиции вместе с детьми. Такое общение только объединит поколения и сделает хотя бы одну семью немного дружнее и счастливее.