Нить традиций

В калужской деревне Обухово мастерицы возрождают забытые традиции

Ручное ткачество… Когда-то такое обыденное, а теперь почти экзотическое мастерство.

НАХОДКИ С ЧЕРДАКОВ

Директор Обуховского сельского дома культуры Лариса Александровна Барулина вспоминает, как в деревне организовывали школу «Ткач»:

– В этом году исполняется 30 лет, как мы занимаемся ткачеством. Школа создавалась в Доме культуры почти с нуля. Базы никакой не было, поэтому мы пошли по окрестным деревням. Первые три стана собирали по частям из того, что отдавали бабушки. Где-то станину (основную часть) находили, где-то – бердо. Всем руководила Анна Алексеевна Тихонова, старожил деревни Обухово. Она тут 40 лет проработала директором Дома культуры. Под ее руководством мы собирали станы, потом вместе готовили их к работе. В итоге восстановили сразу три!

– Для бабушек это хлам был или что-то ценное?

– Уже тогда все эти запчасти были убраны на чердаки. Но для бабушек они были очень ценными, их не выбрасывали. Многие хранили даже старые поеденные молью тканые рулоны. Когда-то в нашей деревне практически в каждом доме был стан! Зимой чем занимались? Ткали!

И половички, и полотно для одежды. Себя обшивали. Тогда ещё память о ремесле не совсем умерла. Именно Анна Алексеевна нас учила. Она сама с детских лет ткать умела, руки помнили. Мы же молодые были тогда, запоминали. А теперь современным девочкам передаём основы ткацкого мастерства. Если мы сейчас не научим их, то традицию утеряем!

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В Древней Руси текстильные промыслы были в почете, а полотно являлось обменной монетой. Ткать, вязать, прясть и вышивать учили каждую девочку, независимо от того, была она знатной или простой крестьянкой. С возрастом прялка становилась неотъемлемой спутницей девушки, а веретено каждая берегла как зеницу ока.

ГЛАВНОЕ – ТЕРПЕНИЕ

– В этом году нашей школе ткачества исполняется 30 лет. Если и будем праздновать, то скромно. Посидим, чайку попьем. Каждый год я привожу школьников на экскурсии. Всё им показываю, рассказываю. Ребята относятся к старинному ремеслу по-разному. Тут ведь нужна усидчивость! Когда навыки есть – челночок быстро бегает. Но когда ты только учишься, это трудно. Кто-то уходит, не выдерживает. Но есть ребята, которые годами этим занимаются. Когда мы эти салфеточки делаем, снимаем их со стана, чувствуется тепло рук. Девочки дарят их как сувенир своим мамам и бабушкам. Да и сам процесс очень важен! Дети отвлекаются от телефонов.

Сейчас наши девочки работают с нитками, а тогда вместо них готовили драчки. Это слово образовалось от глагола «драть». Драли – рвали – из старого материала полоски шириной по сантиметру. До сих пор мне под дверь приносят мешочки с ненужной тканью, а мы их все пускаем

в дело. В ткачестве технология очень важна. Нужно сначала сделать основу, в деревнях это делали прямо на стене. Затем наряжали стан и начинали ткать. Ткали длинными полотнами, в избе у каждой хорошей хозяйки их было много.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Еще каких-то 200 лет назад прозвище неткачиха во многих русских деревнях считалось самым обидным для девочки-подростка. Ведь каждая должна была самостоятельно приготовить приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

НУЖНО ДОРАСТИ

– Все станы, которые мы собирали 30 лет назад по чердакам, сейчас пришли в негодность. Мы их разобрали. Новый стан по образцу и подобию старых делали наши мастера. У нас в Доме культуры, кроме большого стана,

5 маленьких – рамочек. Их придумали для детей. Принцип работы на них такой же, как на стане большом: ниточка между ниточек. На рамочках девочки учатся, а  вот чтобы сесть за большой стан, они должны перестать бояться и… дорасти! Ведь нужно доставать до проножек. Так что за большой стан они садятся только к 7–8-му классу. Я и сама порой сажусь за станок, хотя свободного времени мало. Челночок бегает, и тогда все мысли уходят, успокаиваешься. Можно музыку поставить народную – и все спорится.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото Антона Забродского